Мусор — удовольствие не из дешевых. Не перерабатывая его, мы отправляем на свалки не только целлюлозу и пластик, которые тоже чего-то стоят, но и цветные металлы и даже золото. Из одних айфонов и айпадов, сданных их владельцами в обмен на более новые устройства, Apple в 2015 году добыла почти тонну золота и еще около трех тонн серебра.
Так почему же Швеция закупает мусор у других стран? Все благодаря шведской системе переработке мусора. Каждый швед сортирует дома мусор по нескольким категориям: цветное стекло, обычное, пластик, пластиковая упаковка, бумага, бумажная упаковка, пищевые, опасные и неперерабатываемые отходы. У каждого дома стоят пункты приема, куда это все можно сдать. Также во всех супермаркетах и заправках стоят автоматы, в которые можно сдать пластиковые и стеклянные бутылки и получить за это деньги.
Во всех детских садах и школах есть дисциплина, на которой детей учат ресайклингу, то есть как правильно перерабатывать мусор и как делать компост. Из компоста, то есть пищевых отходов, делают биогаз, который используется в качестве топлива для машин. Даже сами мусоровозы ездят по Стокгольму, на биогазе. Неперерабатываемый мусор сжигается, что даёт городу электричество и отопление.
Ежегодно в Швеции перерабатывается 33% мусора, 50% сжигается для получения энергии, ещё 16% отправляется на компост и менее 1% отправляется на свалки. Только один Стокгольм на 45% обеспечивается энергией от переработки мусора. И с каждым годом в Швеции становится все меньше и меньше мусора, поэтому они вынуждены закупать его у других стран, чтобы обеспечивать свои города.
И вокруг такой налаженной инфраструктуры вырастает целая экосистема бизнесов, которые ею пользуются. Кто-то продает свинец, полученный из аккумуляторов, кто-то делает из шин волокно для напольных покрытий и искусственных футбольных газонов, а кто-то, как Znogg, превращает старые газеты в экологичные лопатки для уборки за собаками и кошками.
А как вы думаете, возможно ли внедрить такую «мусорную реформу» у нас в России?