Найти в Дзене
Энергия+

Как Арктика стала нефтегазовым регионом: битумная прелюдия. Часть 2

Мы уже писали о первых осторожных шагах российских исследователей в изучении нефегазового потенциала Арктики. Напомним, что ключевым поворотом в истории этого региона стала экспедиция, возглавляемая ссыльным инженером Ивановым. В 1911 году он обнаружил присутствие нефти в заливе Чекина.

Рассказываем, что было дальше.

Участники XVII сессии Международного геологического конгресса на Новой Земле, 1937 год
Участники XVII сессии Международного геологического конгресса на Новой Земле, 1937 год

4 марта 1920 года под руководством горного инженера Р. Л. Самойловича была образована Северная научно-промысловая экспедиция, ставшая эмбрионом будущего Всесоюзного арктического института (ВАИ). Ею было организовано несколько геологических экспедиций на Новую Землю. В 1921 году в районе Белушьей Губы, на мысе Сокол геологом М. А. Лавровой было найдено черное смолистое вещество. В течение 1920-х годов его скопления были встречены еще в нескольких пунктах архипелага.

В связи с обнаружением нефти на Урале в 1929 году эти находки вызвали большой интерес. Л. П. Смирнов в своей статье «Проблема нефтеносности Советской Арктики» (1935 г.) писал: «Это вещество является ничем иным, как сильно метаморфизованным асфальтитом типа антраксолита. Этот новый факт, на наш взгляд, был очень важным, так как Новая Земля является непосредственным продолжением Урала, и выяснение вопроса о наличии битумов на северном окончании Урала имело большое значение вообще для характеристики нефтеносности всего Урала и, в частности, для самой Новой Земли».

В 1933 году впервые целенаправленно на архипелаг отправились геологи-нефтяники: Б. А. Алферов на Южный остров, И. Ф. Пустовалов на Северный. Первый подтвердил многочисленные месторождения битумов, а второй впервые обнаружил капли густой, жидкой нефти. Это подстегнуло работы.

В течение нескольких лет геологического изучения и нефтепоисковых работ на Новой Земле были собраны необходимые данные. Выводы были неутешительные. «Совокупность неблагоприятных геологических условий на северной оконечности Новой Земли (сильная метаморфизация пород, интенсивная тектоника, отсутствие в верхнесилурийских, как и в вышележащих девонских, каменноугольных и пермских отложениях пород) не позволяет возлагать надежд на встречу здесь месторождений нефти промышленного значения», — писал И. Ф. Пустовалов в 1935 году. Такой же вывод следовал и относительно перспектив Южного острова. К неудачной тектонике добавлялось еще отсутствие коллекторов, что делало дальнейшие поиски нефти бесперспективными. Тем не менее сам факт обнаружения жидкой нефти, по мнению геолога, имел большое значение. «Наличие признаков нефти на Новой Земле, — писал И. Ф. Пустовалов, — нижнепалеозойские отложения которой имеют фации, сходные с палеозоем западного склона Урала, заставляет обратить внимание на северную оконечность Урала, Пай-Хоя и прилегающих к ним районов. Там не исключена возможность обнаружения новых пунктов нефтепроявлений, связывающих Тиман с Новой Землей».

Жители Новой Земли. Самоедский чум в Маточкином Шаре
Жители Новой Земли. Самоедский чум в Маточкином Шаре

Точки на карте Европейского Севера

В 1929 году в Ухте высадилась Особая экспедиция ОГПУ (с 1931 года Ухтпечлаг). В ее составе в качестве заключенных оказались объявленный вредителем А. В. Иванов и его «подельник» геолог Н. Н. Тихонович, работавший на Ухте еще в 1901–1902 годах. Иванова в 1931 году расстреляли, а Тихонович возглавил геологический отдел Ухтпечлага и организовал поисковые работы в прилегающих районах. Поисковые партии Ухтпечтреста (гражданское название Ухтпечлага) стали продвигаться все дальше, к полярному кругу и в Большеземельскую тундру, где на реке Адзьве были найдены битуминозные горючие сланцы и скопления все тех же антраксолитов — твердых битумов.

Партии другой организации — Вайгачского горнорудного треста Главсевморпути — исследовали остров Вайгач, где в известняках силура были отмечены скопления черного пигмента органического происхождения. Их анализ показал близость к новоземельским атраксолитам.

В 1937 году пайхойской партией ВАИ были найдены твердые битумы на Югорском полуострове в нескольких местах вдоль берега Баренцева (Печорского) моря. Участница этой экспедиции А. К. Крылова в статье «Признаки нефтеносности Западного сектора Арктики» (1938 г.), сравнивая полученные данные, констатировала принадлежность нефтепроявлений к различным стратиграфическим горизонтам, в том числе тем, которые в Ухтинском районе дали промышленные притоки нефти. «Приуроченность твердых битумов к породам нефтеносных районов с промышленными скоплениями нефти, подобно Тиману, приводит нас к мысли о возможных скоплениях нефти если не на самих площадях с обнаруженными антраксолитами, то в прилегающих к ним областях», — писала она в журнале «Проблемы Арктики» в 1938 году.

От Новой Земли Югорский полуостров отличала совокупность благоприятных факторов. Геологи пайхойской партии подчеркивали, что там была широко распространена «брахиоскладчатость», а пермские глинистые сланцы залегали в качестве возможной покрышки над пористыми известняками карбона, которые могли служить коллекторами для аккумуляции нефти или газа. Все необходимые факторы для организации поисковых работ на нефть были налицо.

История арктической нефти начинается с появления нескольких точек на карте, которые предопределили интерес геологов: сначала к арктическому региону вообще, а затем и к его шельфу. Если бы не признаки нефти и газовые выходы, обнаруженные там, Арктика оставалась бы уделом моряков, метеорологов, оленеводов, этнографов, но не нефтяников и газовиков. А нахождение твердых битумов на Северном острове архипелага Новая Земля в отложениях, аналогичных ухтинским, позволило уже выстроить прямую, которая прошла через Печорское море, оказавшееся нефтегазоносным. Находки 1930-х годов вплотную приблизились к точке современной нефтедобычи на Приразломном нефтяном месторождении, но до его разработки было еще очень-очень далеко!

Оставляйте свои комментарии - нам важно знать ваше мнение. Поделитесь, какие темы вам интересны?

Ранее мы рассказывали:

Какие цифровые технологии помогают осваивать Крайний Север
Как в России появился «второй Баку»

Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/

Текст: Юрий Евдошенко