Как страны облагают налогами транснациональных цифровых гигантов.
В последние годы как на глобальном, так и на национальном уровне делаются попытки выстроить систему налогообложения, в которой прибыль облагалась бы по месту создания стоимости. Этот же принцип пытаются применить и к экономике цифровых услуг. Многие страны сходятся во мнении, что прогресс последних десятилетий не нашел должного отражения в их налоговых системах, и вводят Digital Services Tax (DST).
На международном уровне работа над проблемами налогообложения транснациональных корпораций идет в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая еще в 2013 году предложила план действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли (Base Erosion and Profit Shifting, BEPS). Цель BEPS – противодействие определенным стратегиям транснациональных корпораций, пытающимся снизить свою налоговую нагрузку. Спустя несколько лет ОЭСР стала и центром дискуссий относительно обложения налогом цифровых услуг. В мае прошлого года была принята программа разработки принципов обложения налогом цифровых транснациональных корпораций. Результаты ожидаются до конца этого года.
Пока ОЭСР не дала ответов на ряд вопросов: кто должен облагаться цифровым налогом, как следует начислять этот налог, какова должна быть его ставка и т. д. По отношению к внедрению налога на цифровые услуги (Digital Services Tax, DST) ее членами на национальном уровне организация заняла нейтральную позицию. Она лишь попросила страны, которые решили установить у себя такой налог:
- соблюдать свои международные обязательства;
- предусмотреть, чтобы новый налог носил временный и узконаправленный характер;
- минимизировать чрезмерное налогообложение, по возможности снизить издержки администрирования налога;
- предусмотреть, чтобы налог оказывал минимальное негативное влияние на малый бизнес.
Дискуссия Европейского союза
В 2018 году, наблюдая медленный прогресс в области разработки налога на цифровые услуги в ОЭСР, Европейская комиссия предложила собственные рекомендации по налогообложению цифровой экономики, оформив их в виде проектов двух директив. Первая директива ЕС предлагала краткосрочную меру, а именно налог на выручку компаний с мировым оборотом свыше 750 млн евро и свыше 50 млн евро в стране. Вторая была рассчитана на более далекую перспективу, в ее основу была положена концепция «значительного цифрового присутствия».
Но попытки прийти к согласию относительно налога на цифровые услуги хотя бы в рамках ЕС к успеху не привели. В конце концов Европейская комиссия признала эти попытки тщетными и решила ждать завершения проекта ОЭСР. Этот тупик вынудил несколько стран – членов ЕС выступить с односторонними инициативами, касающимися налога на цифровые компании с оговоркой об ограничении его срока действия моментом достижения договоренности на уровне ЕС либо ОЭСР.
Решения этих государств были продиктованы, главным образом, ощущением, что крупные транснациональные корпорации с высоким уровнем цифровизации своей деятельности не платят «справедливую долю» налогов в других странах. Кроме того, в последние месяцы наблюдался «растущий консенсус» в отношении того, что правом на налогообложение должны обладать так называемые юрисдикции рынков сбыта, то есть страны, где находятся конечные пользователи и потребители продукции и услуг транснациональных корпораций. Ведь именно в этих странах в конечном счете онлайн-бизнес и создает новую стоимость.
Большинство односторонних мер стран Евросоюза строится на исходных положениях Первой директивы ЕС. Конкретные меры в отношении налогообложения транснациональных высокотехнологичных компаний уже принимают Австрия, Бельгия, Венгрия, Испания, Италия, Польша, Словения, Соединенное Королевство, Франция и Чехия.
Французская премьера
Франция стала первой страной Европейского союза, которая установила у себя DST. Налог вступил в действие задним числом – с 1 января прошлого года. Здесь его называют GAFA, то есть налог на Google, Apple, Facebook и Amazon. Тем не менее во Франции налогом облагаются не только американские компании, но и другие международные корпорации, в частности французские, китайские, немецкие и испанские группы. По подсчетам французских налоговиков, всего под налогообложение попадут примерно 30 международных групп.
Французским DST облагается выручка с цифровых услуг, оказанных во Франции. Налогом облагаются следующие виды деятельности: предоставление цифровой платформы для взаимодействия пользователей между собой (в частности, с целью оказания помощи в прямой продаже товаров и услуг); предоставление услуг рекламодателям в размещении на цифровой платформе целевого рекламного контента, генерируемого персональными данными, полученными на цифровых платформах.
Предоставление цифровой платформы должно быть связано с местонахождением пользователя во Франции. Услуга будет считаться оказанной во Франции, если хотя бы один из пользователей платформы в соответствующем налоговом году находился в этой стране.
Услуга считается оказанной во Франции в соответствующем налоговом году, если выполняются следующие условия:
- цифровая платформа позволяет осуществлять поставки товаров и услуг непосредственно между пользователями, а сделка заключена в соответствующем налоговом году пользователем, находящимся во Франции.
- в соответствующем налоговом году по крайней мере один пользователь из Франции открывает аккаунт, позволяющий получить доступ ко всем (либо некоторым) услугам цифровой платформы.
Налог GAFA устанавливает два ключевых порога: для группы компаний – 750 млн евро ежегодного глобального оборота цифровых услуг и 25 млн евро оборота во Франции (для каждой компании – поставщика цифровых услуг). Он начисляется на выручку компании от оказания цифровых услуг во Франции в предыдущем календарном году. Размер облагаемой выручки определяется путем умножения общей выручки компании на коэффициент, равный доле французских пользователей по отношению к общему числу пользователей цифровых услуг. Таким образом, налогооблагаемая сумма будет зависеть от того, какая доля платежей связана с Францией, от типа услуг и от типа платформы. Ставка налога – 3%.
Отчетность и администрирование французского DST будут встроены в существующую систему администрирования НДС. Ожидается, что поступления по налогу составят 500–600 млн евро в год. В августе прошлого года Эммануэль Макрон заявил, что в случае достижения международного соглашения по DST этот налог во Франции будет отменен. Кроме того, если ставка международного DST окажется ниже ставки французского налога, то государство возместит налогоплательщикам разницу.
Итальянский вариант
Италия, следуя примеру Франции, ввела DST с 1 января 2020 года. Ожидается, что поступления по этому налогу составят около 600 млн евро в год. Основные параметры налога:
Плательщиками DST будут итальянские и иностранные компании либо группы компаний, которые зафиксируют годовую глобальную выручку в размере не менее 750 млн евро и годовую выручку за оказание цифровых услуг в Италии не менее 5,5 млн евро.
Налогом облагается выручка от рекламных услуг, услуг посредников и маркетплейсов, услуг передачи данных.
Налогом DST облагаются также сделки на маркетплейсе, включая посреднические операции при продаже товаров. Выручка считается налогооблагаемой, если пользователь услуги в определенном налоговом периоде находится в Италии. Правила локализации пользователя различаются в зависимости от типа услуг.
В частности:
- доходы от рекламных услуг облагаются, если в налоговом периоде реклама появилась на устройстве пользователя, которое используется в Италии для доступа к цифровому интерфейсу;
- при оказании посреднических услуг или услуг маркетплейса локализация пользователя определяется использованием многостороннего цифрового интерфейса, обеспечивающего поставку товаров либо услуг непосредственно между пользователями.
В соответствии с рекомендациями ЕС размер ставки налога DST в Италии составит 3%. Налог будет начисляться ежеквартально. В налогооблагаемой базе никакие «издержки» плательщика учитываться не будут, однако НДС и другие косвенные налоги будут подлежать вычету. В целях налога на доходы корпораций налог DST вычету из дохода подлежать не будет.
Организации-нерезиденты, которые в течение календарного года попадают под действие DST, но у которых нет постоянного представительства в Италии либо регистрационного номера плательщика НДС, должны будут получить у итальянского налогового ведомства идентификационный номер плательщика DST. Если нерезидент имеет филиал в Италии, то этот филиал несет солидарную ответственность за соблюдение налоговых обязательств по DST всей группой.
Испанский подход
В Испании законопроект о DST был опубликован в январе прошлого года. В испанском законопроекте предполагается, что налог будет действовать до окончательного утверждения европейской директивы, после чего национальное законодательство должно быть соответствующим образом скорректировано. Пока неясно, когда новый налог, если он будет принят парламентом, вступит в силу. Если ОЭСР достигнет соглашения о DST до конца 2020 года, то односторонний налог Испании вообще не будет введен. Но, если к тому времени соглашения на международном уровне не будет, налог заработает.
Подобно НДС, DST по замыслу является косвенным налогом. Размер ставки составит 3% от валовой выручки от цифровых услуг (без вычета каких-либо расходов, но за вычетом НДС). Налог на цифровые услуги ориентирован на предоставленные услуги независимо от особенностей их поставщика. Облагаются цифровые услуги с «существенной ролью пользователя в создании стоимости». Подлежащая обложению налогом на цифровые услуги выручка относится к следующим трем основным видам услуг:
- продажа рекламного пространства в интернете;
- цифровая посредническая деятельность;
- продажа данных, сформированных из информации, полученной от пользователей.
В соответствии с рекомендациями ЕС законопроект устанавливает, что под цифровым интерфейсом понимается любое программное обеспечение, включая веб-сайт, его часть и приложения, включая мобильные, к которым имеет доступ пользователь.
Важно отметить, что, несмотря на соответствующие рекомендации ЕС, налогом DST в Испании облагаются и межфирменные сделки (типа В2В), трансграничные и внутри страны. Налог применяется как к компаниям-резидентам, так и к нерезидентам (внутри ЕС и за его пределами), выручка которых превышает определенные пороговые значения. Чтобы защитить от дополнительного налогообложения малый и средний бизнес и стартапы, налогом на цифровые услуги Испании облагаются корпорации с глобальной выручкой за год более 750 млн евро и выручкой за соответствующий финансовый год от «цифровой деятельности» в Испании более 3 млн евро. В корпоративных группах налог будет начисляться на всю группу. Таким образом, если оба требования будут выполнены на уровне группы, то каждая компания группы, оказывающая соответствующие цифровые услуги в Испании, будет обязана платить DST независимо от фактической суммы полученной ею выручки.
Налогоплательщик необязательно должен быть учрежден в Испании. Если компания учреждена не в Испании, она должна будет назначить в этой стране налогового представителя по уплате DST. Законопроект устанавливает штрафы за несоблюдение закона. Правительство страны рассчитывает собирать 1,2 млн евро в год.
Польский проект
В марте 2019 года канцелярия премьер-министра Польши объявила, что бюджет страны будет получать от введения цифрового налога около 1 млрд злотых в год. В июле того же года Министерство финансов объявило, что работает над законопроектом о налогообложении некоторых цифровых услуг, отправной точкой которого станет проект директивы ЕС, принятый в марте. Введение DST было также включено в финансовый план Польши на 2019–2022 годы. Согласно этому плану налог должен был вступить в силу с 1 января 2020 года.
Этот документ прогнозировал, что уже в 2020 году цифровой налог может дать бюджету около 217,5 млн злотых. Однако в конце августа правительство представило проект бюджета на 2020 год, в котором цифрового налога не оказалось.
В сентябре прошлого года во время своего визита в Польшу вице-президент США Майк Пенс на пресс-конференции заявил, что США «с глубокой благодарностью восприняли отказ» Польши от предложения ввести налог на цифровые услуги. На следующий день глава канцелярии премьер-министра Михал Дворжик заявил, что в настоящее время в Польше никакой работы по этому налогу не ведется. Впоследствии Минфин сообщил, что, хотя в проекте бюджета на 2020 год поступления от этого налога не предусмотрены, министерство продолжит участвовать в дискуссиях на форумах ЕС и ОЭСР.
Турецкий налог
В октябре прошлого года Министерство финансов и казначейства Турции внесло в парламент законопроект о налоге на цифровые услуги. DST здесь следует предложениям Европейской комиссии. Им будут облагаться компании с выручкой в Турции в размере 2 млн новых турецких лир (около 3,125 млн евро) и более и с консолидированной глобальной выручкой группы в размере 750 млн евро и более.
Ставку налога на цифровые услуги предлагается установить в размере 7,5% от валовой суммы выручки от продаж в Турции. Налог на цифровые услуги с такой же ставкой 7,5% предложила, в частности, и Венгрия. Это намного выше, чем предлагаемая ставка налога во многих других странах. Отметим также, что этот новый налог будет дополнять цифровой налог на трансграничные услуги онлайн-рекламы, который Турция уже ввела указом президента в декабре 2018 года. Налог удерживается с платежей за трансграничные рекламные услуги в интернете.
Законопроект предусматривает, что Министерство финансов и казначейства Турции будет предупреждать компании и их представителей о том, что если они не зарегистрируются в качестве плательщиков налога на цифровые услуги, то министерство потребует от Управления по информационным технологиям и связи Турции запретить электронную деятельность соответствующей компании.
Согласно законопроекту налогом на цифровые услуги DST будет облагаться выручка от следующих услуг потребителям в Турции:
- услуги по размещению рекламы в интернете;
- продажа аудио, видео и любого другого цифрового контента через цифровую среду;
- любые услуги, выполняемые в цифровой среде, которые позволяют слушать, смотреть или воспроизводить такой контент в цифровой среде либо записывать или использовать его в электронных устройствах;
- оказание услуг через цифровую среду, позволяющую пользователям взаимодействовать друг с другом;
- посреднические услуги в цифровой среде в отношении перечисленных выше услуг.
Плательщиками DST могут быть поставщики цифровых товаров и услуг. Является ли налогоплательщик резидентом либо нерезидентом, осуществляет ли он предпринимательскую деятельность в Турции через постоянное представительство или через представителя, значения не имеет.
Министерство финансов и казначейства Турции получит полномочия привлекать к ответственности стороны, участвующие в сделках с такими налогоплательщиками, для обеспечения уплаты налогов в тех случаях, когда налогоплательщик не имеет места жительства, рабочего места, юридического адреса или делового центра в Турции.
Налоговый периодом DST будет один месяц. Налогоплательщики и лица, ответственные за удержание налога на цифровые услуги, должны будут декларировать и перечислять налог в турецкие налоговые органы не позднее последнего дня следующего месяца. Отчетность по налогу на цифровые услуги будет представляться в налоговую инспекцию, в которой налогоплательщик зарегистрировался для целей НДС. Если налогоплательщик не имеет такой регистрации в Турции, ему придется сдавать отчетность в инспекцию, которая будет определена Министерством финансов и казначейства в особом порядке.
Насколько можно судить, компании со штаб-квартирой в Турции облагаться новым налогом не будут. Получается, что налогом на цифровые услуги будут облагаться только крупные иностранные транснациональные корпорации, предоставляющие цифровые услуги. Налог будет действовать до тех пор, пока не будет достигнуто согласие по такому налогу на международном уровне.
DST Соединенного Королевства
Великобритания планировала ввести налог на цифровые услуги с апреля 2020 года. Облагать по ставке в размере 2% предполагалось выручку поисковых машин, платформ социальных сетей и маркетплейсов в Интернете (за исключением финансовых и платежных услуг). Ожидалось, что в первом году после введения налога поступления по нему составят 275 млн фунтов стерлингов, а в последующие годы они могут вырасти до 370 млн фунтов в год. Эксперты полагают, что для британского бюджета такая сумма погоды не сделает. Основные параметры DST следующие:
Налог будет начисляться на уровне всей группы компаний, однако взиматься с тех отдельных компаний группы, выручка которых была получена с британских пользователей.
Налогом будут облагаться группы компаний с глобальной выручкой более 500 млн фунтов стерлингов и выручкой в Великобритании более 25 млн фунтов стерлингов. Первые 25 млн выручки, полученной с британских пользователей, налогом облагаться не будут.
Участие британского пользователя в выручке группы компаний будет определяться по следующим правилам:
Операция на онлайновом маркетплейсе будет считаться операцией с британским пользователем, если хотя бы одна из ее сторон находится в Соединенном Королевстве. Размер налога снижается на 50%, если другой пользователь – участник операции находится в стране, в которой уже установлен налог, аналогичный DST.
Выручка от рекламы будет считаться полученной от британских пользователей, если эта реклама предназначается для британской аудитории.
Компании, имеющие небольшую прибыль либо терпящие убытки, смогут воспользоваться другим правилом, применение которого снижает сумму налога либо, в случае если они терпят убытки, вообще обнуляет ее.
Налог будет подлежать вычету по статье коммерческих расходов, понесенных полностью и исключительно в связи с торговыми операциями. Однако этот налог не будет подлежать зачету при начислении налога с корпораций. В результате может возникнуть ситуация двойного налогообложения доходов предприятия.
Соединенное Королевство при решении вопроса о местонахождении пользователя планирует исходить из факта его нахождения в стране. Местонахождение пользователя в Великобритании планируют определять по таким данным, как адрес доставки, платежные реквизиты, IP-адрес, договорные свидетельства адреса объектов недвижимости, сдаваемых в аренду, либо местонахождение товара для продажи.
Британское правительство заявило, что отменит DST, «как только будет найдено соответствующее международное решение». Датой пересмотра ситуации был назначен 2025 год.
США давят на ОЭСР
В США в целом враждебно отнеслись к предложениям о введении DST. В частности, в Америке утверждают, что французский DST носит дискриминационный характер по отношению к американскому бизнесу. США угрожали введением ответных тарифов на импорт товаров из Франции. Плюс карательными штрафными санкциями на французские компании, ведущие бизнес в Соединенных Штатах.
Президент США заявил, что в ответ на французский DST он вплоть до 100% поднимет пошлину на импорт французских вин, сыра, дамских сумочек и т. д. Дональд Трамп настаивал на том, что облагать налогами американские компании могут только сами Соединенные Штаты и никто больше. А глава американского Минфина Стивен Мнучин в интервью The Wall Street Journal подчеркнул, что пошлины придется платить Великобритании и Италии, если они введут у себя DST.
В марте этого года Совет международного бизнеса США в письме министру финансов призвал Соединенные Штаты попытаться убедить другие страны на время отложить переговоры относительно планов корректировки правил налогообложения транснациональных групп. В письме говорится, что сейчас правительства и налогоплательщики в приоритетном порядке должны направить свои ресурсы на борьбу с пандемией COVID-19. В то же время техническую работу ОЭСР над предложениями можно продолжать. В совете считают, что все страны должны приостановить все введенные ими односторонние инициативы по налогообложению цифровых транснациональных корпораций.