Найти в Дзене
Логопед-дефектолог

Ребенок не говорит: что делать? План действий

Ну вот, наконец-то родился долгожданный малыш! И папа, и мама, и все бабушки и дедушки очень рады этому событию. Проходят первые месяцы адаптации. Потихоньку молодые папа и мама начинают вкатываться в русло родительства. Большинство мам каждый месяц с трепетом ищут информацию в интернете об особенностях развития их малыша помесячно: когда малыш начнет гулить, когда улыбнется, когда перевернется и

Ну вот, наконец-то родился долгожданный малыш! И папа, и мама, и все бабушки и дедушки очень рады этому событию. Проходят первые месяцы адаптации. Потихоньку молодые папа и мама начинают вкатываться в русло родительства. Большинство мам каждый месяц с трепетом ищут информацию в интернете об особенностях развития их малыша помесячно: когда малыш начнет гулить, когда улыбнется, когда перевернется и т.д. Все эти моменты очень знаковы и радостны для любой семьи. И вот наступает момент первых шагов, а там и не за горами и первые слова…. Вот ждут их и ждут, а слов все нет и нет…. Врач в поликлинике (невролог) говорит, что отклонений нет, физическое развитие в пределах нормы, вроде успокаивает… Однако вот уже полтора года ребенку, даже ближе к двум, может, и за два перевалило,а кроме «мама», «папа», «баба» и еще какой-то непонятной «каши во рту» ничего больше нет.

Картинка найдена на просторах Яндекс.Картинки
Картинка найдена на просторах Яндекс.Картинки

Бабушки начинают вспоминать: «ничего, разговорится, мой отец /брат/дед тоже поздно заговорил», подруги напоминают про садик, что там обязательно начнет разговаривать, потому что будет общаться с другими детьми, невролог в поликлинике тоже ничего внятного объяснить не может. Однако внутреннее чувство тревоги молодых родителей не покидает: читали же в интернете, что давно уже должен болтать! И по сравнению с другими детьми явно что-то не так. К тому же ребенок становится взрослее и начинает осознавать, что окружающие его не понимают, и потихоньку начинает комплексовать. Появляются проблемы с поведением.

Картинка найдена на просторах Яндекс.Картинки
Картинка найдена на просторах Яндекс.Картинки

Приведу еще один пример, когда ребенок уже с пеленок ведет себя довольно странно: мало контактирует с окружающими, даже с мамой и папой. Зацикливается на определенных предметах или действиях. Взгляд у ребенка рассеянный: он не стремится смотреть в глаза, избегает прямого взгляда. В процессе взросления может наблюдаться избирательность в еде в употреблении определенных продуктов. Речь может не появится совсем, либо это какие-то непонятные звуки, либо наоборот - резкие выкрики, повторы одних и тех же фраз, услышанных ранее где-то. Сценарий может развиваться и по-другому: казалось, малыш развивался вполне даже как положено, даже появились первые слова и словосочетания. Однако в возрасте примерно полутора лет (плюс/минус) вдруг неожиданно ребенок замолчал и стали проявляться все вышеперечисленные черты.

Картинка найдена на просторах Яндекс.Картинки
Картинка найдена на просторах Яндекс.Картинки

Если в вашей истории есть какие –либо подобные моменты и вас не покидает чувство тревоги и уверенность, что что-то идет не так, но вы растеряны и совершенно не знаете, что делать-прочитайте, пожалуйста, эту статью до конца.

В первую очередь вам необходимо обратиться к неврологу. Это может быть врач из вашей поликлиники или более крупного диагностического центра в вашем или соседнем городе. Можно почитать отзывы в интернете и обратиться в платный частный центр. Только невролог может дать вам медицинское заключение и объяснить, что происходит с вашим ребенком. Очень важно вспомнить, как проходили беременность и роды. Каждая мелочь имеет значение. Вспомните, а лучше просмотрите результаты узи головы, которые вам делали до года через родничок. Не поленитесь и поднимите информацию о шкале Апгара-те балы, которые даются непосредственно сразу после рождения малыша. Вспомните, как вел себя малыш до года: как засыпал-сам или приходилось постоянно укачивать, была ли рвота фонтаном, дрожал ли непроизвольно подбородок… Всю эту информацию необходимо рассказать неврологу на вашем первом предметном приеме.

Картинка найдена на просторах Яндекс.Картинки
Картинка найдена на просторах Яндекс.Картинки

Я настоятельно рекомендую прислушиваться к советам доктора и выполнять все его указания. Медикаментозное лечение просто необходимо в данном случае. Невролог посоветует вам схему лечения-смену одних лекарств другими и ее надо строго соблюдать. Если так получилось, что невролог отправил к психиатру с подозрением на аутоподобное поведение, то это касается и психиатра. Конечно, в тех случаях, когда нет побочек или специфических поведенческих реакций. В любом случае, все обсуждается с вашим доктором.

Я так настоятельно советую всем медикаментозное лечение, потому что искренне верю в триаду реабилитации неговорящих детей: доктор-педагог-родитель. Доктор поддерживает и стимулирует-педагог учит и направляет-родитель учит и соблюдает систему.

Следующий ваш шаг-это профессиональная консультация логопеда. Специалист проведет диагностику ребенка, осмотрит состояние артикуляционного аппарата, в каком состоянии язык. Возможен гипертонус, когда язык невозможно расслабить, и он как будто постоянно скачет во рту; или гипотонус-язык распластанный, аморфный. В этом случае очень полезен логомассаж. Хотя я рекомендую логомассаж в любых даже легких случаях, особенно для малышей в возрасте от 2,5 лет. С помощью массажа детки достаточно быстро начинают ощущать функционал своих органов артикуляции и постановка звуков идет быстрее.

Помимо этого логопед протестирует познавательную сферу ребенка и выявит, нет ли задержки психического развития, т.к. речь и познание окружающего мира неразрывно связаны. Естественно, если малыш не может пользоваться речью, то будут запаздывать и познавательные механизмы. В этом случае необходимо подключать дефектолога, т.к. именно этот специалист занимается подобными вопросами.

Картинка найдена на просторах Яндекс.Картинки
Картинка найдена на просторах Яндекс.Картинки

После того, как вы посетили невролога и логопеда, у вас в голове должна уже сформироваться примерная схема действий. Вам необходимо найти логопеда для постоянных занятий, возможно дефектолога тоже, а в некоторых случаях нужно подключать и специального психолога. Для деток с аутоподобным поведением я очень настоятельно рекомендую найти такую редкость, как музыкального терапевта с опытом работы с такими детьми. Для всех деток очень важно подключать специальную лечебную физкультуру. Совмещать ее с занятиями по развитию сенсорного восприятия: это не просто физические упражнения, но и развитие вестибулярного аппарата (разного вида качели, шведская стенка, высота, батут), ощущения собственно тела, его границ в пространстве(водный бассейн, сухой бассейн, обмазывания кремом, массаж, песок).

Картинка найдена на просторах Яндекс.Картинки
Картинка найдена на просторах Яндекс.Картинки

И самое главное, это понимание того, что реабилитация вашего ребенка, прежде всего, в ваших руках. Именно родители выстраивают и регулируют системность занятий. Очень важно во всем соблюдать режим. Особенно это касается дневного и ночного сна, т.к. в это время идет восстановление нервной системы малыша, переваривание всего пережитого за день.

Помимо всего выше сказанного, хотелось бы отметить тот момент, что родители и их окружение должны непременно поддерживать друг друга. Зачастую очень сложно принять и осознать диагноз или иметь достаточно терпения во время выполнения домашних заданий. Родителям с детьми с поведенческими проблемами или отклонениями очень тяжело сдерживаться и регулировать не то, что детскую, а свою собственную нервную систему. Тем более, когда возникают конфликты и недопонимание со стороны мам нормотипических детей (простите меня за такой термин). Бывает, что и старшее поколение не всегда понимает суть проблемы, ссылаясь на плохое воспитание ребенка молодыми родителями. Однако случается и так, что родители, руководствуясь свободным выбором ребенка, не всегда понимают глубину проблемы и идут на поводу не всегда здорового поведения. Однако, мой совет, если становится психологически тяжело, не выдерживают нервы от тревоги за судьбу малыша или бремя забот тяготит до такой степени, что чувствуете, что скоро случится срыв, ищете поддержку. Это может быть психолог, либо детский психолог, который работает с такими детьми и их родителями. Это могут быть различные сообщества родителей, в том числе в социальных сетях, которых объединяют подобные проблемы и происходит обмен опытом. Вы должны чувствовать поддержку и то, что вы не одиноки. Это очень важно!

Картинка найдена на просторах Яндекс.Картинки
Картинка найдена на просторах Яндекс.Картинки

Если вы хотите получить больше информации о реабилитации своего ребенка и у вас есть вопросы-задавайте их в комментариях.

О том, как получить финансовую поддержку от государства на реабилитацию вашего малыша, вы можете прочитать ЗДЕСЬ

Пожалуйста, если вам понравилась статья, поддержите ее , поставив "палец вверх" . Если вам интересны подобные темы, подписывайтесь на мой блог ЗДЕСЬ