Найти тему

Что такое No-Code и как он устроен

Оглавление

За последние годы концепции No-Code и Low-Code стали одними из самых трендовых на технологическом рынке, наряду с искусственным интеллектом, VR/AR, блокчейном и дата сайнс. В эту сферу инвестируют огромное количество денег (по прогнозам — в 2020 году этот рынок привлечет минимум $500 млн инвестиций), а количество стартапов, которые разрабатывают платформы для работы с No-Code, увеличивается практически ежедневно. Подробно рассказываем, что такое No-Code и как устроена эта технология.

Что такое No-Code и Low-Code?

No-Code и Low-Code платформы (Low code application platforms, LCAP) возникли в качестве реакции на сложность и многообразие современных средств разработки ПО. Сейчас практически все процессы стремятся к упрощению и автоматизации, и веб-разработка с бизнес-аналитикой также не стали исключением. По-сути, эти концепции подразумевают отказ от профессиональных разработчиков, хотя бы частично и в некоторых сферах, а также расширение количества людей, которые могли бы создавать собственный продукт, при этом абсолютно не разбираясь в программировании.

Эти концепции можно разделись на два основных направления — No-Code, в которую входят конструкторы сайтов, например, Tilda, и — Low-Code. При этом, если первое направление, скорее, про веб-разработку и создание собственных сервисов из готовых шаблонов, то при помощи Low-Code можно быстро модифицировать, улучшать и расширять работу с бизнес-процессами и аналитикой.

Например, чтобы при помощи Low-Code технологий аналитику внести изменения в бизнес-процессы, не требуется привлекать разработку — все эти системы работают с нотациями BPMN 2.0 для описания бизнес-процессов, чтобы аналитики работали с привычными элементами. Это решает одну из ключевых проблем цифровой трансформации бизнеса — ускоряет процедуры от идеи на бумаге до работающего бизнес-процесса. Кроме того, использование графовых баз данных через Low-Code позволяет вносить изменения в бизнес-процессы без остановки работы или блокирования доступа.

В Low-code системах чаще всего реализован простой и функциональный интерфейс для удобства работы пользователя. При этом сами системы наполнены готовыми темплейтами для различных бизнес-процессов, которые используются в других компаниях, в том числе и лидерах сферы. Бизнес может напрямую брать эти процессы и адаптировать под собственную деятельность и стеки, а системы вычислений без программирования и технологии визуализации данных упрощают работу аналитика и снижают необходимость привлечения разработчиков.

История появления No-Code

Первые No-Code сервисы появились еще в 90-х годах на волне популярности визуального программирования, которое использовало графические объекты для разработки, вместо привычного нам текстового кода. Тогда появились Dreamweaver от Macromedia, который сейчас выпускает Adobe, и уже устаревший редактор Frontpage, входивший в состав пакета приложений Microsoft Office. Эти инструменты тогда были новаторскими и стали первыми No-Code сервисами.

-2

За последние десятилетия возможности платформ для No-Code сильно увеличились. Многие эксперты считают, что это связано с самим IT-рынком и его специфики, что сфере необходимо достаточно большое количество высококвалифицированных специалистов, поэтому разработчики начали развивать и платформы для автоматизации работы программистов.

Какие есть плюсы у No-Code и Low-Code?

Упрощение проверки гипотезы и модели работы бизнеса. Правда, запуск какого-то продукта при помощи No-Code для стартапа обойдется в четыре-пять раз дешевле, чем с привлечением разработчиков, и еще в три раза быстрее. Это позволит малой кровью протестировать работу бизнес-модели, например, сервиса по доставке домашних растений, создав его сайт в Tilda и прикрутив туда базовые платежные инструменты и почтовые рассылки с красивыми фотографиями фикусов.

Снижение стоимости запуска продукта. Это вытекает из предыдущего пункта — программисты стоят достаточно дорого и редко какой малый бизнес может себе их позволить. Например, собрать интернет-магазин домашних растений с автоматической системой почтовой рассылки, согласно даже ценам на биржах фриланса, нашему маленькому магазину по продаже домашних цветов обойдется как минимум в $5 тыс. в зависимости от налогов. Тогда как No-Code платформы стоят в десятки раз дешевле.

Разработчики смогут заниматься интересными им проектами. Огромное количество программистов занимаются достаточно шаблонными проектами, которые No-Code пытается автоматизировать.

Программированием смогут заниматься даже дети. Визуальная разработка, даже на примере обычных конструкторов сайтов, может создать полностью обратный тренд — это может привлечь в IT людей, которые всегда считали, что программирование — очень сложно. Сначала они начнут заниматься разработкой на визуальных платформах, а после этого захотят усложнять свои продукты и изучать текстовые языки программирования.

Развитие визуального программирования. No-Code и Low-Code — достаточно яркие примеры, как можно использовать базовые принципы визуального программирования для работы с продуктом. До сих пор случаются большие холивары, есть ли будущее у визуального программирования и можно ли создавать программы путем манипулирования графическими объектами вместо написания ее текста. Пока будущее этой концепции не очень ясно, поскольку практически все программирование сейчас — текстовое.

Аргументы противников No-Code

«No-Code — это дорого». Да, No-Code — это дешевле, чем группа разработчиков, которые два месяца будут делать интернет-магазин для продажи домашних растений, но все-равно платформы тоже стоят каких-то денег. При этом No-Code решения стоят мало, когда они работают с совсем малым бизнесом. В случае, если клиентов становится больше 10 тысяч — дешевле разработать собственные решения, чем платить ежемесячно по $150 за автоматическую рассылку предложений с цветами, например, по $450 — за работу сервиса, где вы создали сайт, по $60 — за интеграцию с внешними платформами и так далее.

«С No-Code сложно масштабироваться»: проблема, вытекающая из предыдущего пункта. В случае, если малый бизнес окреп и дожил до момента, когда уже нужно масштабироваться, то постепенно приходит понимание, что пора создавать собственные решения из-за технической невозможности увеличить количество цветов в нашем интернет-магазине, подключения службы логистики, VR-сервиса для примерки цветка в вашей квартире и создания большого флористического медиа. Тут уже и нужны программисты. Кроме того, этот пункт подтверждает то, что с No-Code удобно тестировать гипотезы и бизнес-модели, а масштабироваться уже нужно на собственных платформах.

«Невозможно создавать вещи, которые еще никто не создавал»: технология No-Code все-таки достаточно шаблонная и редко позволяет создавать уникальные решения, которых еще никогда не было. Просто для этого пока еще нет шаблона.

_____________________________

Полную версию статьи и примеры самых эффективных и простых сервисов No-Code, читайте на нашей странице в блоге Хекслета.