Несмотря на то, что супергероика никогда не была абсолютно непопулярной, в последние годы ее популярность вновь значительно возросла. Частично это можно объяснить громким успехом Кинематографической Вселенной Marvel, которая обязана своим влиянием более ранним десятилетиям комиксов. Это побудило других создателей "свежих" фильмов о супергероях следовать этой тенденции и искать вдохновения в 80-х годах. Во всем этом "праздновании" недавней истории комиксов старая эпоха была в значительной степени забыта. Конечно, середина 50-х - начало 70-х годов были не лучшим временем для супергероев...
Однако, в последнее время появились два проекта, создатели которых решили отказаться от современного подхода и вернуться в Серебряный век комиксов по своей эстетике. Стоит заметить, делают они это совершенно по-разному, а происходят из неожиданного места - Японии.
За редким исключением, западные комиксы о супергероях не очень популярны на Востоке из-за отсутствия переводов. Но представленные в заголовке манги (японские комиксы) используют их в качестве фона для своих уникальных постановок и сюжетных линий, и делают это, возвращаясь к Серебряному веку комиксов, эпохе, про которую никто не вспоминает.
Серебряный Век Комиксов (1956 - 1970)
К началу 50-х популярность супергероев уменьшилась из-за окончания Второй мировой войны, отнявшей у героев большинство врагов, а также вызвавшей общую антипатию к сражениям. Супергероика стала заменяться другими жанрами, такими как ужасы и вестерны, и медленно исчезала с полок. Этот период между Золотым и Серебряным веками комиксов по сей день остается самой низкой точкой популярности.
Затем, в 1954 году, психолог Фредерик Вертам опубликовал книгу "Совращение невинных", в которой обвинил комиксы в том, что они несут прямую ответственность за подростковую преступность. Это вызвало моральную панику, которая привела к созданию Кодекса комиксов. Он запрещал любую моральную двусмысленность, сомнения в авторитетных фигурах, любой намек на сексуальность и конец, который бы не был счастливым, среди прочего. Это полностью разрушило текущую установку, а комиксы были на пороге смерти.
В 1956 году перезапуски комиксов "Флэш" и "Зеленый Фонарь" с совершенно новыми личностями оказались успешными, заставив остальную часть индустрии вернуться к супергероике, как основному жанру. Единственная проблема заключалась в том, что Кодекс комиксов все еще жестко соблюдался, а это означало, что писатели были вынуждены писать для детей. Это привело к тому, что было известно как Серебряный век комиксов, который породил Адама Уэста Бэтмена и бродвейский мюзикл о Супермене. В общем, выглядело довольно глупо.
Основы Серебряного века включали в себя черно-белую мораль, тупых злодеев с безобидными планами, супергероев, развивающих новые силы без причины, как того требует сюжет, и науку, являющуюся причиной и решением каждой отдельной проблемы.
Это продолжалось до начала 70-х годов, когда моральная паника вокруг комиксов была полностью забыта. Авторы супергеройских комиксов, свободные делать все, что им заблагорассудится, начали создавать более серьезные истории о реальных проблемах, тем самым начав Бронзовый век. Все завершилось печально известным Темным веком 90-х.
В наши дни фильмы составляют большую часть современного представления о супергероике. В основном свое вдохновение они черпают с Бронзового века, забывая Серебряный век, как пережиток ушедшей эпохи.
Перейдем к разбору манг "Ванпанчмен" и "Моя Геройская Академия".
Сюжет манги "Ванпанчмен" в основном следует за Сайтамой, беззаботным простым человеком, который настолько силен, что может уничтожить практически все одним ударом. Он живет в мире супергероев, где земля находится в постоянной опасности из-за злодеев и гигантских монстров. Однажды Генос, человек-киборг, становится свидетелем силы Сайтамы и назначает себя его учеником. Благодаря всему этому, главный герой манги обнаруживает, что на самом деле существует целая Лига супергероев с определенными рангами и иерархией. Поскольку он не являлся частью этой организации, все его достижения были полностью проигнорированы. Вместе, Сайтама и Генос вступают в Лигу Супергероев и поднимаются по рангам, сражаясь со злодеями, монстрами и собственной скукой на этом пути.
Действие манги "Моя Геройская Академия" происходит в Японии, и хотя обстановка во многом схожа с мангой "Ванпанчмен", к ее разработке окружающего мира приложено гораздо больше усилий. Монстры не просто появляются из ниоткуда, а общество гораздо более стабильно. Многие аспекты истории этого мира и того, как он функционирует, включая полицию и систему образования, объясняются гораздо более подробно.
Тем не менее, способности большей части человеческой расы, обладающей сверхспособностями без объяснения причин, происходят прямо из Серебряного века. В "Моей Геройской Академии" комедия присутствует в форме взаимодействия персонажей. Прилагаются усилия, чтобы обеспечить внутреннюю логику этому миру, чего нельзя сказать об "Ванпанчмене" или даже об оригинальных комиксах Серебряного века, из которых манга черпает вдохновение. Это первое свидетельство реконструкции Серебряного века. Вместо того, чтобы слепо следовать ранее проложенным тропам, создатели добавляют к ним свое видение, чтобы создать нечто совершенно новое.
ГЕРОИ
"Моя Геройская Академия" следует за приключениями класса 1-А Академии Юэй, самой престижной средней школы в мире для юных супергероев. Несмотря на то, что каждый ученик получает, по крайней мере, личность, имя и оригинальную суперспособность, главными героями являются - Идзуку Мидория, его друг детства, ставший хулиганом Кацуки Бакугу, жизнерадостная девушка, с которой он дружит по имени Очако Урарака, серьезный президент класса Тенья Иида и "темная лошадка" по имени Шото Тодороки. В то время как окружающие декорации происходят прямо из Серебряного века, их персонажи - нет. Катсуки и Шото - оба гораздо более мрачные и жестокие персонажи, чем то, что было бы разрешено в забытую эпоху, а Очако и Тенья, изначально позитивные и беззаботные персонажи, получают более серьезное развитие по мере развития манги.
Даже у Всемогущего, чей дизайн очевидная дань уважения американским комиксам в манге, есть свои личные проблемы, хотя в целом его персонаж определенно вписался бы в ряд чистых и неприкасаемых супергероев Серебряного века.
Единственный персонаж, который полностью представляет идеалы Серебряного века, - главный герой Идзуку. Благородный и мужественный мальчик, который всегда старается спасти всех, кого может. Единственный недостаток - это его относительная слабость и молодость, вокруг преодоления которых концентрируется сюжет. В конечном счете, конечная цель "Моей Геройской Академии", помимо победы над таинственным Союзом злодеев, состоит в том, чтобы Идзуку стал классическим героем Серебряного века: чистым, бескорыстным и абсолютно безупречным.
Чистым, бескорыстным и безупречным... Это три прилагательных, которые совершенно не подходят для героев манги "Ванпанчмен". В этом мире герои ранжируются в соответствии с Ассоциацией героев, руководящим органом, защищающим от угроз для планеты. После прохождения вступительных испытаний им присваивается оценка от C до S в зависимости от их силы, после чего они продвигаются по карьерной лестнице, побеждая злодеев и защищая невинных. Это привело к тому, что многие "герои" сфокусировались исключительно на собственном рейтинге и престиже, решив преднамеренно подавлять других героев без какой-либо другой причины, чтобы те не угрожали их статусу.
Манга следует за Сайтамой, когда он вливается в этот конкурентный и беспощадный мир и полностью переворачивает его с ног на голову, справляясь с различными вызовами, брошенными ему на пути, совершенно апатичным и небрежным образом. Сам Сайтама определенно не является пиком человеческого состояния Серебряного века. Если бы не сверхспособности, он был бы простым беззаботным бродягой. Тем не менее, создатели снова и снова доказывают, что персонаж настоящий герой и всегда поступает правильно. Это еще один способ, с помощью которого "Ванпанчмен" целенаправленно идет вразрез с условностями Серебряного века.
Самый сильный и героический персонаж - это не любимый и не совершенный персонаж, а простой человек с невероятной силой. Это связано посылом, который несут обе манги ("Ванпанчмен" и "Моя Геройская Академия") - каждый может стать героем.
Единственная разница заключается в том, что "Моя Геройская Академия" оптимистична как в отношении героизма, так и в отношении концепции супергероев, в то время как "Ванпанчмен", судя по его изображению бюрократии Ассоциации Героев, оптимистичен в отношении героев, но циничен в отношении супергероев. Именно в этом его ключевое отличие от типичного комикса о супергероях.
Комиксы Серебряного века не особо углублялись в мораль того, что они делали, но было ясно одно послание: чтобы стать героем, нужно быть богатым или иметь силу. Обе эти манги прилагают усилия, чтобы отрицать этот посыл. И Идзуку, и Сайтама начинают свои истории совершенно беспомощными и нормальными людьми, но либо по ходу истории, либо еще до ее начала они достигли необходимой квалификации, чтобы стать "героем". Эти манги отвергают конкретные формы Серебряного века в пользу того, чтобы сказать своим читателям, что вы можете быть просто нормальным человеком, который много работает, и в итоге будете вознаграждены. Независимо от истинности этого утверждения, эти работы искренне верят в это, и это имеет значение.
ЗЛОДЕИ
Злодеи "Ванпанчмена" в большинстве своем являются своего рода карикатурами. Их единственная функция состоит в том, чтобы утвердиться смехотворно могущественными, только чтобы Сайтама смог сокрушить их одним ударом ради комедии.
Но некоторые смогли показать нечто похожее на борьбу с героем, а именно король пришельцев Борос и "охотник на героев" Гароу. У обоих этих злодеев есть хотя бы какая-то мотивация, а Борос даже во многом похож на Сайтаму. В ходе их борьбы выяснилось, что причина нападения Бороса на Землю была связана с пророчеством о том, что там будет кто-то, кто сможет противостоять злодею. Борос, настолько силен, что никто в Галактике не смог кинуть ему вызов, летит на Землю проверить предсказание.
Гароу, тем временем, хочет стать настолько могущественным злодеем, что все герои мира, противостоящие друг другу, объединяются вместе, чтобы остановить его.
Эти антагонисты представлены с некоторыми искупительными качествами и сочувствующими моментами. Еще один пример нежелания создателей "Ванпанчмена" соблюдать черно-белую мораль Серебряного века, несмотря на то, что это источник их вдохновения. Но это только единичные случаи, ведь большинство монстров манги все-равно слишком одномерные.
Манга "Моя Геройская Академия" не делает таких исключений. В ней злодеи остаются злодеями. Если есть причины сочувствовать им, то они еще не раскрыты. Члены загадочной Лиги Злодеев - садистские психопаты, которые хотят убить Всемогущего, из-за того что он "символ мира". Даже "Убийца героев" Чизоме Акагуро, которому дана мотивация, представлен как монстр, идущий по совершенно неправильному пути.
В попытке воссоздать Серебряный век супергероев манга твердо придерживается черно-белой морали. Это не значит, что злодеи совершенно не опасны. На самом деле, единственное, что "Моя Геройская Академия"совершенствует в своих злодеях, - это делает их гораздо более угрожающими, чем комиксы, из которых черпает вдохновение. Но поскольку, многие из злодеев были введены относительно недавно, это может измениться в будущем.
Противопоставляя эти отдельные подходы, можно получить некоторое представление о том, как авторы относятся к комиксам Серебряного века. "Моя Геройская Академия", по крайней мере, на данный момент, твердо прописывает черно-белую мораль, в то время как манга "Ванпанчмен" немного более гибкая. Несмотря на то, что "МГА" более либеральна в своем определении "героев", чем большинство комиксов, она не применяет то же великодушие к злодеям. Создатели "Ванпанчмена" более отзывчивые ко своим злодеям. Но, в конце концов, в обоих произведениях примерно одинаковая политика: герои - это герои, а злодеи - злодеи.
Итог
История "МГА" следует за классом 1-A, показывая как они становятся сильнее, сражаются с Лигой злодеев и растут, чтобы преодолеть свои индивидуальные недостатки. Это очень типичная формула для боевой манги, но при добавлении влияния Серебряного века, она становится чем-то совершенно новым. Лучший способ описать произведение - это как воссоздать комикс Серебряного века, используя стиль боевой манги.
Манга "Ванпанчмен" лучше всего может быть описана как серия рассказов, а не одна всеобъемлющая история. Хотя есть одна большая смутная цель - подняться на вершину Ассоциации Героев, – это в основном периферия для персонажей, пытающихся утвердится на фоне других. Поскольку манга, прежде всего комедия с редкими драматическими моментами, - это работает.
В то время как "Моя Геройская Академия" реконструирует Серебряный век в новый проект, "Ванпанчмен" предпочитает тратить время на то, чтобы высмеивать его или указывать на недостатки. По сути, история Сайтамы - это эстетическое произведение Серебряного века с принципами постмодернистских комиксов. В ней ставятся под сомнение структуры, в которых герой пребывает, но он пребывает в них все равно...
Спасибо за внимание! Если вам понравилась статья, буду благодарен за поддержку лайком и подпиской! 🙌
Возможно, Вам будет интересно почитать:
Когда ты перестанешь читать эти глупые комиксы? Причины осуждения комиксов!
Мысли о "НАРУТО". Революция в мире шиноби так и не состоялась?