Найти тему
ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА

Искусство Византии: удивительная слоновая кость

Когда мы говорим о византийском искусстве, чаще всего мы первыми вспоминаем прекрасные фрески и мозаики, от взгляда на которые перехватывает дыхание. Действительно, ведь именно эти техники заказывались в первую очередь для убранства новых церквей и монастырей. Гораздо менее известны византийские рельефы из слоновой кости.

Настенные панели, панно и шкатулки - вот где воплотилось удивительное мастерство византийских резчиков.

Жители Византии любили роскошь, а слоновая кость была одним из самых дорогих материалов. В Константинополь она поставлялась из Африки как сырьё, здесь она обрабатывалась местными мастерами, работы которых становились украшением храмов и дворцов, включая императорский.

Давайте взглянем на наиболее интересные и впечатляющие предметы из слоновой кости, которые дошли до нашего времени.

Триптих Арбавиля, 10 век, Константинополь

Триптих Арбавиля. Источник изображения: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%85_%D0%90%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8F
Триптих Арбавиля. Источник изображения: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%85_%D0%90%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8F

Несомненно, этот триптих самое впечатляющее, что когда-либо создали константинопольские резчики. Только посмотрите ближе на Деисус, где Христос изображен сидящим на престоле:

-2

Какая кропотливая точность и детализация, трудно представить себе, что этот триптих был сделан в 10 веке! Но ещё больше вы удивитесь, когда узнаете, что размеры целого триптиха в отрытом состоянии - всего 28 на 24 см.

Интересно, что на крыльях (дверцах) триптиха изображены святые-воины, что указывает на то, что заказчиком рельефа был один из главнокомандующих византийской армией.

Увидеть Триптих Арбавиля сегодня можно в парижском Лувре.

Фрагмент доски с Христом, венчающим короной Константина VII Порфирогенета, Константинополь

-3

Долгое время Константин VII был лишь марионеткой в руках своего окружения, однако в 40 лет он сумел сломать эти оковы и стать полноправным правителем Империи. В историю он вошёл как образованный и начитанный человек, который написал несколько книг и даже учебных пособий.

Диптих Барберини, 6 век

Диптих Барберини
Диптих Барберини

Достоверно неизвестно, какой именно император изображен на этой резьбе. Из-за сочетания языческих и христианских мотивов историки его чаще приписывают Анастасию.

Так, кроме Христа мы видим богиню победы Нику в правом верхнем углу, а богиня земли Гайя держит ногу императора в знак его господства. Позади императора и в нижней панели находятся варвары, которые подчиняются ему и воздают почести.

Христос здесь изображен безбородым юношей с вьющимися волосами, как его обычно изображали в раннем христианском искусстве.

Слоновая кость Романа, 11 век

-5

То ли эта резьба на слоновой кости увековечивает коронацию императора Романа II в 945 году, то ли изображает его венчание с Евдокией (Бертой, дочерью короля Италии).

Хотя женат Роман II был уже в возрасте 6 лет, на рельефе вместе со своей женой он изображён взрослым.

Судьба Евдокии была трагической - она умерла ещё в детском возрасте. Позднее, будучи уже взрослым императором, Роман женился на Феофано. В 957 году Роман и Феофано, уже имевшие детей, принимали у себя в Константинополе княгиню Ольгу.

Шкатулка Труа с императорами и охотниками, 10 век

-6

Глядя на предыдущие рельефы, можно было бы подумать, что византийцы предпочитали естественный цвет слоновой кости. Но нет, как можно заметить, рельефы на этой шкатулке раскрашены в разные цвета. Правда, что в средние века люди очень любили сочетания ярких цветов, и эстетику слоновой кости скорее всего не ценили. Так что все остальные рельефы тоже были покрашены в яркие оттенки синего, зелёного и красного, однако краска на них со временем стёрлась.

Сегодня эта шкатулка находится в соборе Труа во Франции. Сюда её привёз епископ Жан Ланглуа после разграбления Константинополя в 1204 году, во время четвёртого Крестового похода.

На всех сторонах шкатулки изображены императоры-охотники (считается, что это один и тот же император). Необыкновенные рельефные фигуры были прикреплены к поверхности шкатулки при помощи маленьких колышков из слоновой кости (сейчас они заменены железными).

40 мучеников Севастийских, рельеф 10 века

-7

Во время правления императора Лициния было убито 40 воинов, которые открыто признали себя христианами. Как пишет Василий, епископ Кесарийский, их заставили раздеться догола и встать на замерзшем пруду возле Севаста, чтобы заставить их отступиться от своей веры. Однако солдаты предпочли замерзнуть до смерти.

Вскоре почитание этих мучеников распространилось по всей Римской Империи. Раннехристианские художники изображали их сгрудившимися в отчаянии на замёрзшем озере, как и на этом рельефе из слоновой кости.

Процессия с реликвиями, 5 век

-8

Этот рельеф был сделан в одной из лучших мастерских Константинополя 5 века. Он изображает прибытие мощей святого Стефана Первомученника. Процессию принимает в Большом дворце императрица Пульхерия. В карете, запряженной лошадьми, изображены два епископа, которые везут ларец с мощами в церковь, а саму церковь ещё только достраивают - присмотревшись, можно увидеть строителей на крыше. Предполагается, что это церковь Святой Марии Халкопратейской, построенная во времена Феодосия II.

Статья написана по материалам: https://rear-view-mirror.com/2019/08/19/magnificent-byzantine-ivories-part-1/

Если Вам понравилась статья, поставьте "нравится" и подпишитесь! Вы также можете поддержать блог, угостив автора чаем: