Кажется, олигарх Андрей Мельниченко теряет вес в политических и бизнес структурах: со строительством терминалов в морских портах придется погодить.
Как передает корреспондент УтроNews, похоже, Андрей Мельниченко терпит незапланированные убытки, проводя лето в бесконечном ожидании реализации своих проектов. Депутаты отложили рассмотрение поправок в Водный Кодекс, что говорит о возможной повторной заморозке строительства терминала в порту Усть-Луг. Из-за чрезмерного внимания СМИ и некоторых депутатов Госдумы, ему приходится тратиться на латание дыр терминала в Туапсе.
Кроме того, ходили слухи о том, что потеряет пост и его вероятный партнер глава «РусГидро» Николай Щульгинов, с которым они не так давно совершили сделку по передаче активов Дальневосточной энергетической компании (ДЭК).
Придется подождать
Также вопреки ожиданиям Андрея Мельниченко, накануне депутаты возвратили во второе чтение поправки в ст. 65 Водного кодекса, в частности законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Речь идет о хранении агрохимикатов в границах водоохранных зон на территориях морских портов. Сейчас запрещается размещать склады минеральных удобрений ближе, чем в 500 метрах от берегов морей. Как только документ приобретет статус федерального закона, действующие терминалы, у которых эта норма нарушена, легализуются, а строящиеся смогут спокойно начать работать.
Законопроект напрямую задевает интересы «Еврохима», некоторые издания, не стесняясь называли даже его «Законом Мельниченко». Принятие нормативного документа дает зеленый свет строительству нового терминала в порту Усть-Луг.
Как сообщал «Коммерсант», масштаб замысла оценивался объемом грузооборота до 5,5 млн тонн в год. Терминал Мельниченко хотел ввести в 2022 году, но видимо сроки сдвинутся и неясно насколько. В целом, изначально запустить комплекс в Усть-Луге компания планировала вообще в 2015 году, но проект был заморожен, в том числе из-за запрета на размещение складов минудобрений.
Сегодня позицию «против» изменений Водного кодекса озвучивает правовое управление в администрации президента, «за» — правовое управление Госдумы и Минприроды.
План Мельниченко по строительству терминала в порту Усть-Луга снова придется сдвинуть
Где-то произошел сбой и Мельниченко, похоже, на него не рассчитывал. Ведь так активно документ прошел два чтения, и вот его неожиданно завернули до сентября, а планировалось полностью закрыть вопрос до конца лета.
Несколько нюансов вызвало сомнения у депутатов. Прежде всего, речь идет о запрете размещать такие склады на территориях населенных пунктов. Лоббисты утверждают, что можно и минеральные удобрения не так уж и токсичны. Противники говорят обратное, да и берегов в России достаточно. Но проблема еще и в том, что существует уже сегодня немалое количество морских терминалов по перевалке минеральных удобрений располагаются в населенных пунктах. При принятии такого законопроекта их придется убрать, что не может не беспокоить владельцев, вложивших в такие объекты миллиарды, сообщает издание 47news.
Напомним, «Еврохим» владеет балкерными терминалами в Туапсе, Мурманске и Силламяэ, а также выходом к причалам Антверпенского порта в Бельгии, общие мощности — 7,9 млн тонн в год.
Туапсе все помнит
«Не зря я не голосовала за закон о химтерминалах в морских портах. Отложили до осени, чтобы без спешки доработать его с учетом всех позиций», — написала депутат Госдумы от Краснодарского края Наталья Костенко на странице в Facebook. И ее можно понять. Терминал «Еврохима», который находится в Туапсе, с момента создания вызывает негодование у местных жителей и сомнения в экологической безопасности. А муниципалитет, на минуточку, является даже оздоровительным курортом.
Еще 10 лет назад на химтерминале компании «Еврохим» в Туапсе была осуществлена пробная погрузка удобрений. Но неудачная: набережная и центр города были засыпаны пылью от погрузки.
Как писал «Коммерсант», около трех тысяч жителей города вышли на улицы в знак протеста. Был снят глава района, сказавший на митинге что он с народом. Позже подключилась «ЭкоВахта», после чего активистов даже начали преследовать.
И вот в июле этого года, как сообщили авторы на телеграм-канале «Туапсе», якобы при погрузке балкера CENGIZ AMCA произошел очередной выброс химудобрений.
Стоит и проверить как сейчас соблюдается безопасность на объектах Еврохима. Как утверждали авторы на телеграм-канале «НЕЗЫГАРЬ», якобы положение исправилось после их острой публикации о реальном состоянии объектов хранения удобрений в центре Туапсе. После этого якобы «Еврохим» залатала многолетние дыры на своем самом современном химтерминале в Европе.
Безопасность терминалов обеспечили заплатками?
«Нам нужны не просто латание дыр. Будем работать, чтобы руководство «Еврохим» в самое ближайшее время воспользовалось ими для модернизации и повышения экологической безопасности балкерного терминала в Туапсе», — гневно заявляла Костенко в Facebook.
Палки в колеса
Это лето явно у Мельниченко не задалось. Подорвала планы и авария на железнодорожном мосту под Мурманском между станциями Выходной и Кола. Поезда «ЕвроХима» с желрудой для Китая застряли из-за обрушения моста под Мурманском. 600 тысяч тонн планировали перевалить в июне через АО «Мурманский морской торговый порт» (входит в «СУЭК») и «Мурманский балкерный терминал» («ЕвроХим») потребителям в Китае по ранее заключенным контрактам, сообщал «Интерфакс». После было решено перенаправить грузы в порты Прибалтики. Но время, время ушло, а с ним и деньги…
Обрушение железнодорожного моста близ Мурманска сорвали поставки
На волоске
Выходит, Андрею Мельниченко необходимо взять перерыв и быть на чеку? Еще не так давно ходили слухи о том, что пост потеряет и его вероятный партнер глава «Русгидро» Николай Шульгинов.
Напомним, что в июне Мельниченко и Шульгинов совершили крупную сделку по обмену активов между группой «РусГидро» и миноритарными акционерами «Дальневосточной энергетической компании». В частности, произошел обмен «Лучегорского угольного разреза» и «Приморской ГРЭС». Их поменяли на 41% долю, принадлежащую миноритариям в капитале ДЭК, которая владеет «Дальневосточной генерирующей компанией» и «Дальневосточной распределительной сетевой компанией», писал ГК «Финам».
В целом Шульгинов ассоциировался с масштабным процессом распродажи и обмена «непрофильных активов», об этом в свое время еще писали «Ведомости» .
И, судя по всему, кресло под Николаем Шульгиновым уже закачалось. Пока, по слухам, ему все-таки удалось продлить контракт еще на пять лет, всеми правдами и неправдами прорвавшись к президенту.
Не возникает ли такого ощущения, что Шульгинов и Мельниченко только тем и занимались последние годы, что крутили бюджетные деньги между своими структурами? А теперь им придется попридержать коней.