Глава первая.
У каждого человека на Земле, в каждой семье есть достойные представители их рода - люди, которыми гордятся.
Для меня это - мои родители, мои дедушки и бабушки, мои прадеды и прабабушки, жившие в разные эпохи: в эпоху самодержавия, капитализма, и социализма.
Время проходит очень быстро, и ты понимаешь, что всё безвозвратно ушло и не у кого спросить, - поэтому будем свято хранить и помнить то, что знаем о них, о своих предках и о своей стране.
Мой дед ПЕРШИН ЕВСТИГНЕЙ ОСИПОВИЧ родился в 1879 году, во время правления Александра II, жил он при императорах Александре III и Николае II, при Ленине В.И. и при Сталине И.В.
Умер дед в 1952 году. Когда мне было четыре года, мой дедушка сильно заболел. Я помню, что он лежал в комнате на диване в постели на высоких подушках. Приходил к нему врач, а потом был священник. На нём была чёрная ряса, он махал кадилом и читал молитвы. Я думала, что дед поправится, но никакие молитвы не помогли - мой дедушка умер. Навсег-да запомнила как его хоронили. Я со старшим братом и соседкой тётей Дусей стояла напротив нашего дома, у обочины дороги, и долго смотрела вслед уходящей процессии. Было так много людей, что они заполонили всю дорогу. Гроб с дедом незнакомые мужчины долго несли на руках, меняя друг друга, - до самой улицы Фрунзе. Бабушка потом мне говорила, что только уважаемых людей долго несут на руках. Деду было 73 года.
Он прожил трудную жизнь, полную исторических событий в жизни России: время царизма, годы борьбы большевиков за власть, время правления Сталина, время двух революций, Великую Отечественную войну - времена таких разных эпох...
Предки родителей деда - моего прадеда ПЕРШИНА ОСИПА СЕМЁНОВИЧА и прабабушки ПЕРШИНОЙ МАРИИ, были родом из горо-да Изюм Харьковской области(теперь Украина).Изюм был построен на вы-соком берегу реки Северный Донец по Указу царя Михаила Фёдоровича в 1639году как острог (военное поселение) для защиты южных границ России. Первыми поселенцами и защитниками города- крепости были стрельцы, военнослужащие особого постоянного войска (16 - 17 вв.).
Когда родители моего деда перебрались в Тагил неизвестно. У них было пять сыновей, а у моего деда - четыре брата.Все братья жили в Тагиле, имели образование. Старший брат - ПЕРШИН НИКОЛАЙ ОСИПОВИЧ ( 1878- 1933гг. не точно) был инженером - механиком по ремонту и эксплуатации драг.
Николай Осипович работал на приисках, где добывали золото и платину на Урале.Как говорила его дочь, за сутки намывали пуд золота.Работал он на Авроринском прииске, в Висиме, на Старателе, Каменке (Староуткинск), на Исовском прииске, в Краснотурьинске, и даже в Сибири.
В 1930 году его и ещё четырёх специалистов откомандировали в Сибирь построить две драги, где-то недалеко от Нерчинска(?).Были они там с семьями два года, потом вернулись на Урал, в Краснотурьинск. Дочь его рассказывала:"В ноябре 1930г. прибыли в Канск, там жили, пока не замёрз Енисей.Дали лошадей с кибитками, обитыми кошмой, как у цыган. Ехали мы 700 км по берегу Енисея, далее тайгой. Прогоны были от деревни до деревни в 50 - 60 км. Отдыхали, меняли лошадей. Проезжали Нерчинск, добрались до Стрелки.Жили там, пока не пустили драги. Летом обратно плыли до Красноярска пароходом "Ленин". Жили в Красноярске месяц, пока не получили деньги. Папа купил всем подарки: мне и маме пуховые шали, себе - кожаную куртку и шапку. После этой командировки отправи-ли его в Краснотурьинск. Дали нам там поповский дом для жилья. (Попа арестовали). Дома папу почти не видели - всё время в отъезде по работе. Иногда папа приезжал на праздники домой, радовал нас. Китайские яблоки привозил,Меня любил. Там я пошла в школу. Жаль, что не любил фоткаться. Папу часто поминаю. Сгубил себя на работе : отъезды и питался всухомятку. От тяжелых условий труда и плохого питания папа заболел.Умер в возрасте 54 лет.Похоронили его в Краснотурьинске. Могилы его теперь нет - на месте кладбища построили большие дома. После смерти папы мы уехали в Тагил. "
(Его дочери сейчас 97 лет, она живёт на Севере).
Другого брата - ФОМУ ОСИПОВИЧА ПЕРШИНА знали в Тагиле как хорошего ветеринара. Помню, как он помогал нашей корове Динке в родах.Маленького бычка, с трудом стоявшего на ножках, которые всё время почему-то разъезжались, мокрого, с зализанными боками принесли в дом. В углу у печки его положили на тёплую подстилку, чтобы не замёрз, и поили его из большой чашки коровьим молоком кремового цвета - молозивом. Это было самое ценное питание для телёнка. Мы, дети, наблюдали за ним сверху, лёжа на полатях. Через два дня бычка отвели к корове в хлев. Этот "коровий док-тор" приходил проверять здоровье коровы и её детёныша ещё не раз. Ко-рова была ценной породы "тагилка" - чёрная красавица с белой звездой во лбу. Она давала много молока: 10 литров за одну дойку.
О двух других братьях деда - СТЕПАНЕ ОСИПОВИЧЕ ПЕРШИНЕ и АЛЕКСАНДРЕ ОСИПОВИЧЕ ПЕРШИНЕ ничего мне неизвестно.Кто-то говорил, что они живут где-то на юге. Моя тётя, дочь Николая Осиповича, говорила совсем другое .( В ноябре 1917г. в Тагиле объявили об установ-лении Советской власти, и в мае 1918 г. началось формирование частей Красной Армии. В конце мая 1918г. на Урале вспыхнул мятеж. Была борьба с белочехами и колчаковцами. Усилилась борьба между белыми и красны-ми. Русские офицеры должны были сделать трудный политический вы-бор. Степан и Александр, скорее всего ,были в царской Армии или находи-лись в запасе. Следуя своим убеждениям. они не стали присягать на вер-ность Красной Армии и уехали куда-то на Восток - в Китай или Японию). Тётя говорила, что тогда белая гвардия из Тагила уезжала в Пермь или Омск, а оттуда - на Восток. У моей мамы были дорогие ткани: японский шёлк, креп-жоржет, панбархат. Она говорила, что эти ткани ей присылали на день рождения из Японии. От кого - не говорила... Память о пережитой братоубийственной Гражданской войне поселила страх в душах живших тогда людей...
Дед мой ЕВСТИГНЕЙ ОСИПОВИЧ был человеком образованным. В 1895 году окончил Выйское двухклассное училище.
Мой дед, как и все тогда, был православным, и по высочайшему благо-славлению ему было разрешено паломничество в Иерусалим. С 21 года нёс воинскую повинность в Царской армии согласно воинскому Уставу, имел звание. Как человек образованный имел льготы по воинской службе. По реформе 1873 г., проведённой главой Военного министерства Милютиным Д,А., с 1 января 1874г. на смену рекрутской системе пришла всеобщая воинская повинность. Всё мужское население, без различия сословий, достигшее 21-летнего возраста, 6 лет служило в строю и 9 лет числилось в запасе.Отслужившие сроки службы и в запасе, зачислялись в ополчение, в котором пребывали до 40 лет. Сроки действительной службы сокращались в зависимости от образовательного ценза.
После окончания воинской повинности он поступил работать на железную дорогу - на ст. Нижний Тагил, и работал там до конца жизни. Туда брали только образованных людей. В 1920 году, когда ему было 40 лет, женился на моей бабушке. Дед, как говорила бабушка, был "политический". Он еэдил в Екатеринбург на встречу со Свердловым и с соратниками Ленина. Избирался депутатом городского Нижнетагильского Совета. Был народным заседателем в суде. Здание суда находилось на улице Тагильский Криуль, на перекрёстке с Механическим (?) переулком. Это было двухэтажное деревянное здание, мимо него я ходила потом в школу. Теперь этого дома нет.На этом месте городские власти построили какую-то "хабазу", где теперь ведётся какая-то торговля. Историческое здание снесли.
Мой дед, Першин Евстигней Осипович, пользовался огромным уважением в обществе и в семье. В семье он был самым главным, все его очень люби-ли - красивый, статный,строгий и надёжный.Всё держалось на его плечах. Семья жила в хорошем достатке, имела большой надел земли, тёплый дом и крепкое хозяйство.
Так судьба связала двух людей, предки которых жили в разных концах России и, обручив их,провела по жизни через разные эпохи: эпоху самодержавия, время революций и репрессий, время Гражданской и Отечественной войн, время социализма. И это история моей семьи в истории моей страны - России.
О том, какая была моя бабушка, из какой семьи, кто были её предки,как вела домохозяйство - об этом в следующей главе.
© Адушева Л.П. 2020г.
щ