Экспедиция «Волжский рубеж-2020», которую проводит портал PANORAMApro медиахолдинга «Тверской проспект» и коллектив 17-й школы Твери, идет в память о Гарии Семеновиче Горевом.
Нынешняя экспедиция, 21-я по счету, как уже писала PANORAMApro, - часть большого проекта «Волжский рубеж», которую действительный член Русского Географического общества Гарий Горевой планировал реализовать и завершить в год 75-летия Победы у деревни Кокошкино Ржевского района.
И проходит она при поддержке Тверского регионального отделения Союза машиностроителей России, региональной Федерации спортивного туризма, Тверского государственного университета. Генеральным спонсором выступил Тверской вагоностроительный завод.
Мы уже писали о том, что двадцать лет переходы «Под флагом «ТЖ» помогала организовывать газета «Тверская Жизнь», которая перестала существовать в прошлом году. Поэтому бывшие сотрудники переняли эстафету.
Но экспедиции не смогли бы случиться, если бы не активное участие Киры Кочетковой, которую Гарий Семенович называл начальником штаба экспедиций.
Кира Степановна была знакома с Гарием Семеновичем долгие годы. И кто, если не она, знал этого удивительного человека изнутри, понимал, что он чувствовал и чем жил.
С разрешения Киры Кочетковой мы публикуем очерк из ее книги «Свои. И навсегда».
Бурлак и романтик, технарь и эстет
И это не все о нем, о человеке, чья уникальность имеет документальное подтверждение.
Вот стукнуло ему недавно семьдесят пять, а перемен-то никаких! Неисправим – ни временем, ни жизнью. Знакомые нет-нет да и спросят: ну что, не намыкался по водам-дорогам? А он и не мыкается. С любовью воздает любому краешку земли то сыновнее, что должен. За счастье.
Своим ребятам, которых у него пол-России, он помнится грозовым и властным, трогательно заботливым. В меру ворчливым. Но никогда – равнодушным. У меня при имени Гарий Семенович с ходу рисуется картинка: плот 4 на 10 метров, что помогли соорудить друзья-лесоводы для очередного похода под флагом «ТЖ», надо было обнести по суше на водный простор. Брус намок. Крякнув, адмирал в неизменной тельняшке пошел коренником. И столько первозданной силы было в тех полусогнутых ногах и упрямства в казацком взоре! И кто из нас тогда знал, что есть в нем толика кровей от самого Ивана Поддубного: бабушка Марфа по линии отца была тому двоюродной сестрой.
А ведь судьба грозила почти тепличным кабинетным прозябанием. Специалист в области высокой науки, он и ей отдавался самозабвенно.
Московский паренек, военная косточка, не мыслил свое будущее иначе, чем военный царской армии, дед Иван Иванович, и герой озера Хасан, отец Семен Иванович. Жили Горевые неподалеку от Курчатовского института, и уже это давало курс мыслям. Но выбор все же остался за КВИРТУ, знаменитым в понимающих кругах Киевским высшим инженерным радиотехническим училищем, где готовили специалистов для войск ПВО. Туда особой строкой шли суворовцы, потом золотые медалисты. На других вполне подготовленных ребятах арифметика отыгралась жестко: на 30 мест 900 человек.
— Проходим курс молодого бойца, строй абитуры на плацу. Вдруг по радио объявляют: нижеперечисленным следует явиться за документами. Сердце упало…
Но в том перечне его имени не прозвучало. И то была победа и его педагогов, начиная с первой учительницы, которую помнит с признательностью, Анны Борисовны Кацнельсон.
Итак, факультет АСУ! Пять лет необычайно интересной учебы, когда так много было впервые, когда пробивался на высокие орбиты компьютерный мир и редкие специалисты в этой отрасли ценились чрезвычайно (не о зарплате речь, конечно). Столичные НИИ звали-манили перспективами. Но Горевой проходил практику в Калинине, в тайно знаменитом Втором институте, здесь и диплом писал.
Весна шестьдесят первого. Развешиваю плакаты, волнуюсь. Заглядывает полковник Лев Безбородко, весь сияет: «Ура! Гагарин пошел!!!» Это кто-то не знал ни имени, ни примерных сроков взлета. А наши главные специалисты уже тогда сотрудничали по космической теме. В общем, и мою предзащиту, и меня на время все бросили, побежали на митинг. Да и сам я не удержался.
Защита, как вы, уважаемый читатель, правильно подумали, прошла на подъеме. Оценка отличная, и даже более того: диплом тянет на полдиссертации. Это было и мнение Нашего генерала – так пол-института, независимо от степени служебного родства, на работе и даже дома называли Евгения Сергеевича Сиротинина, интеллектуала и патриота, блестящего ученого и организатора исследований в интересах Минобороны. В защиту Отечества.
Были потом у Гария Горевого и защита кандидатской, и решение непростой дилеммы: докторская или продолжение участия в разработке, испытаниях и постановке на боевое дежурство специальной техники. О том, что выбрал собеседник, свидетельствует глава одной книги. В ней говорится о создателях современных систем ракетно-космической обороны, где в строю замечательных подвижников и Гарий Горевой. А еще орден Красной Звезды, которого удостоен Гарий Семенович за успешное выполнение заданий особой важности.
Вместе с другими специалистами под руководством уникального ученого Михаила Александровича Карцева и предприятиями оборонной промышленности была выполнена задача по созданию системы, что, по большому счету, помогла обеспечить баланс сил в мире и, как следствие, спокойную жизнь не одному поколению на земле.
Хобби – на все сто
Увлеченности, может, и на двести человек счастливо живут в его судьбе. Но сначала все же о делах обязательного свойства. Судите сами: 35 плодотворных лет Гарий Семенович отдал службе в Вооруженных силах, затем еще 13 – был тоже на службе государства, работал заведующим информационно-энциклопедическим сектором Архивного отдела областной администрации. Более двадцати только крупных изданий историко-краеведческого плана вышло под редакцией Горевого.
А в свои шестьдесят он был востребован на особо важном направлении – делиться знаниями и опытом строгого патриота со школьниками семнадцатой и студентами ТвГУ. Преподаватель краеведения в школе, доцент факультета географии и геоэкологии ТвГУ ставит целью постоянно совершенствоваться самому. Это делалось для того, чтобы быть интересным и на уроках-лекциях, и в поездках-походах, где в самых незаметных людях вдруг открывается глубокий мир русской души и сила героев родной истории. Уникальность личности и творческих пристрастий этого человека зашкаливает. Так, занимаясь решением сверхсложных оборонных задач, он успевал вместе с друзьями исходить снежными и водными путями всю нашу, и не только нашу, область.
Покорял вершины Кавказа и сплавлялся по тихим и бурным водам. Альбомы-отчеты составляют целые тома, а число спутников растет и молодеет. Только под флагом «ТЖ» наш адмирал провел 15 экспедиций. О крайней, которая в три этапа прошла в этом году, «ТЖ» рассказывала. Напомним: пешком и по воде пройден маршрут по Торопецкому району.
Установлена памятная доска в честь героев-партизан, вместе с администрацией района и педагогами Поженской школы начата реализация проекта «Партизанская тропа». А еще при помощи почетного гражданина района, профессора Вячеслава Воробьева решено дать имена отважных и талантливых людей местным акваториям. Задел не на месяц. Но кто знает Горевого, согласятся: промахов он не терпит. Впрочем, опыт и не позволит это сделать. Ведь он единственный в Верхневолжье заслуженный путешественник России. Главное же, он единственный у своей милой Валюши, которой признателен за ее правильный выбор.
Главное, единственный у Валюши
Годами проверяется любовь. А может, километрами? Нет, скорее, взглядом двух, долгим и верным. Их познакомил Володя Лабыцын. Гарию надо было подтянуть английский перед сдачей кандидатского минимума. А дочь полковника Сергея Баринова была уже аспиранткой именно на кафедре иностранных языков в педагогическом институте. Экзамен сдан успешно. Валя улетает в группе первых аспирантов за океан для языкового совершенствования. Встречал ее не один Гарий. Но с букетом только он… В блестящей диссертации Валюши есть параграф по математическому моделированию частотных характеристик в стилях языка. Как вы догадались, тут явно нелишней была помощь нашего героя.
Наверное, таковым он себя и почувствовал, когда при неудачном восхождении на непокорную вершину Валя сломала ногу, и Гарий буквально на руках вынес Белоснежку в безопасное место и потом доставил домой. Как самый счастливый сон вспоминается путешествие по двум морям и Тихому океану.
Тогда Белоснежка и восемь туристов-гномов, во главе сами знаете с кем, были очарованы Курилами, Камчаткой… Потом была свадьба, где блистали молодые и их друзья, ведущие артисты знаменитой на всю страну институтской самодеятельности.
Потом продолжилась жизнь, наполненная трудами, ответственностью и счастьем постоянства. Сегодня Гарий Семенович с печалью зрелого ума признается: «Не знаю, как она все вынесла, все вытерпела. Муж на работе горит, а еще и комсомольский активист, заядлый турист. А у нас двое детей, а у Валюши заведование кафедрой, где ее внимания ждут сотрудники. Нет, я иногда пропускал даже агитпоходы. Но хорошо, что растить деток нам так помогали родители Валентины, причем делали это деликатно и по-доброму».
В это верится легко, потому что ныне дети-Горевые, став взрослыми, остаются самыми верными их друзьями. Горевых даже школа роднит. Семнадцатую окончила с золотой медалью мама, Валентина Сергеевна, а еще сын Андрей, ныне деловой человек и отважный турист, и дочь Светлана, кандидат психологических наук ТвГУ. Они не сдали родительских высот. В этом году среди выпускников звучало имя отличной ученицы Елизаветы Андреевны Горевой, а ее сестра Валерия только поступает в 1 «В» класс. Конечно же, в свою семнадцатую.
«Артек» запитал энергией, и это навсегда
Только технарь так скажет о себе. Но мы-то давно знали, что есть, есть он, тайный ключик, что подзаводит волю.
…Еще идет война. В сорок четвертом Гарику пять лет (тут, наверное, кстати будет открыть тайну имени: последовательный интернационалист Семен Горевой назвал сына в честь Гарри Полита, до войны тот был генсеком компартии Штатов). Итак, в командировку в Москву приезжает папа, командир особой бригады по защите Крыма, и забирает Гария с собой. Разумеется, мальчик становится сыном бригады, у папы иные задачи. Недолго парень пробыл в том строю, но детская память цепко удерживает добрые руки солдат, что подбрасывали его в зенит, а еще профиль немецкой подводной лодки, что маячила вдалеке.
Вновь в эти благословенные места он по праву отличника и активиста приехал четырнадцатилетним. Барабанщик первого отряда! Под небо вслед за восторженной душой неслась звонкая дробь, а раскаты тех маршей и сейчас звучат в характере этого не до конца повзрослевшего человека.
Хорошо, что не только в сказках есть «трижды» – волшебство, даруемое недаром. Так вот, совсем недавно наш адмирал в третий раз побывал под благословенными небесами детства и отрочества. Экспедиция, организованная областным Союзом моряков, Ассоциацией Тверских землячеств в Крым и Севастополь, ставила целью поддержать жителей в их движении навстречу Родине. Десятки бесед со студентами и школьниками, с коллегами своими и обычными жителями согрели сердце надеждой на достойное и мирное развитие этих земель. А разговоры с представителями разных национальностей убедили в том, что им в Крыму нечего делить, а мечта у всех одна – мир, созидание и согласие.
Сын комбрига и артековский барабанщик пешком бы пошел за таким итогом. А что? Надо будет, и пойдет, и всем сердцем поможет. Он же по крови русский украинец. А может, украинец русский. Наш. Навсегда Свой.
Кира КОЧЕТКОВА, 2014 год