Почти год назад заочно познакомился с Александром Викторовичем Цюрюмовым, доктором исторических наук, профессором Калмыцкого Государственного университета. Он давно разыскивает место захоронения своего деда, Лиджи Комушевича Окшаева, служившего в 64-м отдельном сапёрном батальоне 70-й стрелковой дивизии. Согласно официальным донесениям, тот пропал без вести 22 июля 1941 года около деревни Заборовье Солецкого района Ленинградской области (ныне – Новгородской).
О довоенной жизни Лиджи Окшаева известно мало. Он родился в 1913 году, был сиротой. До призыва в армию успел жениться, и в молодой семье появилась дочь. Призван был из деревни Вендерово (сейчас это в Астраханской области), не позднее 1939 года, поскольку успел принять участие в советско-финской войне. А вскоре началась ещё одна война, гораздо более серьёзная…
К середине июля полнокровная (почти 15 тысяч бойцов и командиров) 70-я дивизия была направлена под Сольцы. В предстоящем контрударе ей была отведена главная роль – разбить и отбросить назад немецкую механизированную колонну, нацеленную на Новгород. Эту задачу дивизия выполнила. Но затем немцы сгруппировались и подтянули силы. Да и наше командование фронтом переоценило возможности, планируя гнать немцев чуть ли не до Пскова и тратя для этой недостижимой цели уже и так уменьшившиеся силы, в новых и новых бесплодных атаках.
В результате уже через неделю после контрудара немцы сами перешли в наступление и начали сильно теснить наши поредевшие полки. Видимо, именно в эти тяжёлые дни командование дивизии и отправило на передовую сапёрный батальон. Судя по документам, 21-22 июля 1941 года одна из рот батальона в ходе боя в районе Заборовья понесла тяжёлые потери, а оставшиеся в живых пристали к другим частям. Это следует из того, что в списках потерь 64-го батальона числятся 108 красноармейцев (в том числе Лиджи Окшаев), пропавших без вести «в местечке Заборовье». Не все они на самом деле погибли, поскольку 18 из них упоминались в числе пленных или погибших на фронте в последующие годы. Но с Лиджи Окшаевым с тех пор связь прервалась, и с войны он не вернулся…
Всё, что о нём ещё известно – это упоминание в письме сослуживца, напечатанном в № 67 газеты «Социалистический путь» Калмыцкой АССР 24 августа 1941 года (и перепечатанном в книге «Калмыкия в Великой отечественной войне. Сборник документов и материалов». Элиста, 1965, стр. 113-114):
«Когда обезумевшая гитлеровская Германия внезапно напала на мирные города и села великого Советского Союза, нашей роте, в которой мы — четверо бывших колхозников нашего улуса (района – В.К.) — сейчас служим, был дан приказ занять оборону у высоты Н.
Заняв оборону, мы тут же заметили немецкую разведку и пропустили ее вперед, твердо уверенные, что своими силами разгромим ее на обратном пути. И вот немецкая разведка мчится обратно. Метким огнем нашей роты разведка была разбита и на поле боя остались 2 мотоцикла и 1 легковая машина.
Через некоторое время после разгрома разведки появилось большое количество немецких войск. Они пытались атакой захватить наши позиции. В результате короткой схватки враг был отброшен назад с большими для него потерями.
После этого немцы в течение нескольких часов вели артиллерийскую подготовку, а затем окружили кольцом нашу роту, со всех сторон обстреливая нас из автоматов, минометов и пулеметов.
Наша рота, не дожидаясь подкрепления, упорно сдерживала врага. В этом бою особенно отличился красноармеец-комсомолец Окшаев. Он метким огнем из пулемета уничтожил немецкого пулеметчика на расстоянии 500 метров. Тогда на место убитого бросился второй вражеский пулеметчик. Окшаев уничтожил и этого фашиста. Тогда 5-6 вражеских солдат поползли к бесстрашному бойцу. Но у Окшаева не дрогнули руки, он смело принял неравный бой и уничтожил всех фашистских солдат.
Теперь уже наша рота перешла в наступление. Немцы ответили огнем из автоматов, минометов и пулеметов, но ничто не могло удержать наступления наших войск. Рота успешно вышла из окружения. Враг на поле боя оставил сотни убитых и раненых.
Мы обращаемся ко всем колхозникам Долбанского улуса с призывом еще лучше крепить тыл, больше дать государству первоклассной продукции и всеми силами и средствами поддерживать нашу доблестную Красную Армию.
По поручению группы бойцов комсорг спецвзвода А. Куркин.»
Можно предположить, что здесь как раз описан бой в районе Заборовья (Большого или Малого). Как часто бывало в то время, рассказ бравурный, с акцентом на бесчисленные потери немцев. Но понятно, что в таком долгом и тяжёлом бою немалые потери понесли и наши бойцы. Вполне возможно, что это был последний бой и героя этого рассказа – Лиджи Окшаева.
К окрестностям Заборовья вполне подходит упоминание «высоты Н» – ведь раньше местность там была более холмистой.
Следует отметить и то, что весной 1975 года из Малого Заборовья на солецкое кладбище были перезахоронены четверо бойцов 64-го отдельного сапёрного батальона, погибших 21-22 июля: Анатолий Николаевич Щеников, Павел Михайлович Тамбовский, Александр Федорович Сорпинский, Иван Александрович Лагушин. И где-то должен храниться акт о перезахоронении, в котором может быть указано сколько ещё безымянных останков могло быть найдено в той солдатской могиле и где точно она была. Возможно, местные жители что-то помнят об этом?..
(опубликовано в «Солецкой газете» 16 июля 2020 г.)
+ + +
Понравилась статья? – Ставьте лайк, берите ссылку к себе в соцсети и подписывайтесь на мой канал! :-) О военной истории я пишу часто, так что Вы увидите и другие интересные публикации...