Найти тему
Тайга 62

Деревенская кулинария. 26

В деревне где я выросла, заходя в любой дом, первое что вы увидите — это русская печь. Удивительное сооружение, обычно занимает полкухни. Это настолько многофункциональный стратегический объект, что представить жизнь без печи просто невозможно. Она и греет, и кормиткит служит спальным местом, на печи сушится одежда, валенки, семечки, грибы. А уж что в печи — это отдельная песня. Зимой мама вставала очень рано, сначала топила печь. Дрова были уже заранее принесены и хранились в специальной нише под печью, у нее есть какое-то название но я уже не помню. Пока топилась печь мама доила корову, домашнего скота в каждом деревенском подворье было много, отец помогал управляться. Мама всегда с утра ставила в печь большой чугунок, в нем варились так называемые «суточные щи» Когда в обед их доставали из печи, аромат был такой что даже сытому человеку снова хотелось поесть. Хлеб тоже пекла сама обычно по несколько караваев, чтобы хватало на несколько дней. Он хранился в большом блюде накрытом полотенцем и почему-то долго был как свежий. Если хлеб не успевали съесть, то сушили сухари тут же на печи, они были ужасно вкусные, я всегда таскала их на улицу и грызла как семечки. Очень часто на завтрак мама пекла блины. Онии пеклись прямо на огне и их не надо было переворачивать. Румяные, ароматные, промасленные с домашней сметаной или вареньем, просто таяли во рту. Всегда стоял в печи горшок с топленым молоком, или горшок с мясом и пшеничной кашей. Все это томилось, и долго оставалось горячим, только доставай и ешь. Но особенно из повседневной кухни я любила картофельную запеканку, или как называли ее у нас в деревне «Картовница». Картофельное пюре заправленное топленым маслом, ровным слоем раскладывалось в глубокую чугунную сковороду и сверху смазывалось сметаной с яйцом, после чего оно до обеда томилось в печи. Мама ставила ее на стол прямо в сковородке, и мы ели ее ложками каждый со своего края, отец шутливо подворовывал с моей:"Ой, да у тебя вкусней, муха! Ну-ка дай-ко я у тебя съем!" Я пищала возмущенно, пока мама не прикрикнет:"Ну-ка не балуйтесь с едой!"

В праздники пекли пироги с рыбой, грибами и картошкой. А еще с брюквой, или как говорили у нас «Колябкой». Это мой любимый рецепт, к сожалению не сохранился. Их доставали из печи и сразу же, пока они горячие, сверху укладывали здоровенный кусок топленого сливочного масла. Когда они пропитывались маслом, мама ломала их прямо руками, и с тарелки я их ела буквально ложкой — вкус у них был какой-то неповторимый. Еще часто пекли каральки — это такие бублики из заварного теста. Они всегда стояли на столе накрытые Полотенчиком:"Это к чаю" Говорила мама. Баба Маня часто захаживала к нам вечерами, мы пили чай с каральками и клубничным вареньем. Потом они иногда играли в карты, и баба Маня все допытывала у мамы:"Зойкя, каки у тебя каральки вкусны, че ты в тесто добавляш?" — мама улыбалась: "Свекровь покойница научила... Агриппина Михайловна, земля ей пухом."

"Да, Грапа шибко хорошо стряпала" — соглашалась Баба Маня.

Ничего мама особенного не добавляла, просто баба Маня была скуповата и ингредиенты сокращала. Помнила голод, когда раскулачивали, потом бедствовали после войны и её крестьянский опыт подсказывал что надо быть побережливей.

В детстве все вкусно, все особенное, но вот чего я не любила так это уху. Все лето мы ели рыбу, отец каждый день приносил карасей ведрами, а я этих карасей видеть не могла. Дети, наверное, все в большинстве своем не любят рыбу. Зато осенью отец ходил на охоту, приносил тушки диких уток, гусей. Мясо у дичи жестковатое конечно, но томленое в русской печи, становилось мягким и ароматным. Рассольник из этих гусей, уток, был особенный. Тогда никто не занимался консервированием, все что росло в огороде хранилось в подвале или в погребе, стояли деревянные бочки с солеными огурцами, помидорами. Каких только приправ не добавляли хозяйки в эти бочки! Зонтики укропа, листья хрена, смородиновый и вишневый лист, лаврушку, чеснок. Все эти соленья так пахли, что рука сама тянулась за хрустящим огурчиком. А еще в наших местах растет много груздей, их тоже солили в бочках и ели всю зиму со сметаной и чесноком. А еще на печи, в мешочке хранились высушенные ягоды лесной клубники, «Глубянки», как говорили местные. На пасху мама пекла из этих ягод пирожки, они были очень вкусные. Жаль только рецепта я не знаю.

Вот так дорогие читатели мы и питались в деревне в моем раннем детстве. А какие особенные блюда помните Вы? Напишите — это интересно! Подписывайтесь, не забывайте ставить лайки. Спасибо что прочитали мой кулинарный опус.

Еда
6,93 млн интересуются