Найти тему
Павел Великанов

Разговор на ты: эгоизм

Что плохого в эгоизме? «Правильная» и «неправильная» любовь к себе. Отсутствие единого критерия «правильности». Окружающие люди как индикатор нашего реального состояния - эти и другие темы в откровенном диалоге с Владимиром Легойдой.

Эгоизм

Это плохо?

Это любовь к себе?

Любить, но как самого себя? Евангелие учит эгоизму?

Правильно говорить об эгоцентризме. Когда человек воспринимает мир, который его окружает, как нечто обслуживающее его – это плохо с любой точки зрения. О любви к ближнему. В Евангелии сказано, возлюби ближнего твоего как самого себя. Так утверждается, что любовь к самому себе есть норма. Но правильная любовь.

Любовь к лучшему, что есть в тебе и есть опора. Евангелие говорит о любви к себе, как к тому человеку, которым ты должен быть по замыслу Божьему.

У отцов есть такая фраза: тщательное исполнение заповедей научает нас смирению.

Когда мы начинаем жить по заповедям, то замечаем, как выстраивается напряжение между тем, какой я есть и тем, каким я хочу быть. Моя правильная любовь к себе не может не выражаться в подвиге. В подвиге преодоления себя, подвиге в понуждении себя, и в подвиге жажды постоянной востребованности присутствия Бога.

Поиски Бога - это не просто феномен душевного плана. Религия – это утверждение личности в вечности.

В любом деле если человек добивается максимального совершенства, даже в профессии, он всё равно там найдет Бога! Свет религиозности скрыть невозможно, написал Ильин. Именно глубинный свет. В этом-то и задача, понять, а чем ты можешь светить миру.

А на практике? Где происходит искажение, как найти границу? Грехи, перетекающие в святость и святость, в грех.

Все пространство христианской жизни четко обозначено заповедями. Все, что выходит за это – грех. Но есть новозаветное пространство. Здесь заповеди побудительные, на не запретительные.

Если 10 заповедей обозначают пространство нравственности, то здесь мы переходим в пространство отношения с Богом. Человек получает возможность личностного освящения всего себя благодатью Божией. Главное – не мешать этому.

Ильин написал: человек призван стать стеклышкм Божиим, средой, через которую будет действовать Бог.

У нас нет автономной святости. Отдельной для каждого святого. Есть только святость Бога. Вся мощь подвижника – все расставить на свои места, что бы Бог пришел и действовал в этом человеке.

Страсть? Это извращенное личностью то или иное движение души, та или иная способность. Страсть – это свихнувшаяся добродетель.

Ориентир – ради чего ты существуешь.

Любовь к ближнему. Ошибочная и опасная формулировка: "Принять человека, какой он есть". Неправильная любовь к ближнему приводит к тому, что мы узаконим греховное состояние человека как правильное и законное.

И не отступил еси, вся творя, дондеже на небо взошел еси….

Бог, увидев грехопадение прародителей, но не бросил их!

Любовь, как борьба. Максим Исповедник: любовь - это добродетель воли!

А ты покажи мне веру от дел твоих. Покажи любовь не от эмоций, а от дел, где ты ущемил себя ради меня, где ты разбил пространство своего эгоизма. Заповедь любви, не заповедь чего-то заранее данного. Это перспектива, на которую человек должен ориентироваться.

Когда ослабевает влюбленность человек повисает в воздухе. Так же, когда человек обращается к Богу. Этот первый эмоциональный порыв сносит все остальное. Есть только Бог, церковь… Проходит время и человек обнаруживает себя в пустоте. Все уже скучно и привычно. Только здесь и начинается реальная Любовь. Когда человек работает Богу, не получая компенсации. Исчезает то, что на поверхности.

Как бы ты себе не не_нравился, ты себя никуда не денешь… Ближний – точный индикатор нашего состояния.