Страшные результаты
Здравствуйте, уважаемые читатели! Мы подошли к заключительной части моего рассказа о вороном коне под домашней кличкой Гоша. Мерин оттаял полностью, он с удовольствием с нами общался, хорошо работал, показывал великолепные пассаж и пиаффе. Когда мы выполняли эти элементы все всадники, находившиеся в это время в манеже, заворожено смотрели в нашу сторону. Это было классическое выполнение элементов, четкие, ровные движения полностью отвечали Правилам выездки. А вот с остальными упражнениями было сложновато. Как я уже говорила, лошадь форсировалась работой, была зажата, со слабыми мышцами. Было странно, что конь, выполняющий уже довольно серьезные элементы, выглядел худоватым.
Кормление мы старались разнообразить, запаривали каши с различными добавками и подкормками. И мерин стал поправляться в боках, шерсть заблестела. Мы радовались нашим общим успехам. Но как-то днем мне позвонил начкон и сказал, что Гоша плохо себя чувствует, подозрение на колики, стоит вялый, от еды отказался, ни на что не реагирует, но и не катается и не беспокоится в деннике. Созвонившись с хозяйкой, мы приехали к коню быстро как только смогли. Гоша, действительно, стоял в глубине денника, уткнувшись носом в стену, и не реагировал на нас. Полная апатия. Мы смотрели на лошадь и не могли понять что с ней происходит. Это явно не были колики…
Гоша отказался даже от угощения, ни морковку, ни яблоко есть не стал. Это было уже совсем странным. Приложив ухо к боку, можно было слышать громкие звуки, то есть перистальтика работала, конь не поднимал задние ноги, не оглядывался на живот, не пытался лечь. В любом случае шагать надо было, и мы вывели мерина в предманежник. Конь шел вяло, без энтузиазма, который его переполнял буквально еще вчера. Постепенно Гоше стало, видимо, лучше, потому что он уже начал интересоваться хвостиком из волос на голове хозяйки: запускал туда свои теплые губы и шевелил ими, видно, что-то нашептывал сокровенное. Работать в этот день мы не стали Гошу, пошли еще погулять на улицу. В леваде лошадь не проявила желания, как обычно, побегать-поиграть с девушкой. Он хотел просто стоять…
Озаботившись случившимся, позвонили ветеринарному врачу и пригласили приехать на осмотр коня. Нам дали ответ, что получится только не раньше чем через неделю, случай же не экстренный. А мы решили за эту неделю понаблюдать за Гошей и попросили, чтобы нам сразу сообщали о подобном поведении лошади. За неделю такое больше не случилось, но очень насторожила консистенция и сильный запах навоза, усилилось газообразование у лошади. Навоз не был сформированным в шарики, это была совершенно бесформенная вонючая масса. Теперь стало понятно, что это, скорее всего, проблемы с печенью. Значит, необходимо сдать анализы, назначить правильное лечение, и все будет в порядке.
Так думали мы… Пришедшие анализы нас, конечно, расстроили, но мы не теряли надежды. Анализ навоза показал заглистованность лошади. Провели гастроскопию, язва желудка была обнаружена, однако, легко излечима. Но был поставлен другой диагноз, более тяжелый – колит. Хозяйка от такого заключения изменилась в лице, она уже училась в ветеринарной Академии, могла немного разбираться в диагнозах. Я все еще не понимала серьезности происходящего, не падала духом. Разговаривала с Гошей, обещала ему, что мы обязательно ему поможем, вылечим, подумаешь, паразиты какие-то завелись! Да они у всех животных есть, купим пасту, пару раз прогоним, и все наладится. Будешь у нас, Гоша, самым красивым и толстым конем! Так я говорила ему…и обещала… Гоша клал свою тяжелую голову мне на плечо, дышал теплом в ухо, и, прикрыв веки, слушал…слушал…
Путь на Радугу
Дома в интернете я нашла заболевания лошадей на ветеринарном сайте. То, что я прочитала, меня повергло в шок, я не могла поверить… Диагноз Гоши означал только одно – летальный исход… Не сейчас, нет, и не через месяц, даже, может не через полгода, просто эта болезнь у лошадей не лечится…выходит, что рано или поздно… Теперь мне была понятна реакция хозяйки. Но сдаваться было нельзя, нужно предпринимать все необходимые меры для лечения и поддержания коня. Убрали каши и овес из кормления, так как каши прекрасная среда для развития паразитов, а зерновые раздражают и желудок, и кишечник животного. Закупили мюсли-меш, разработанный специально для таких проблем. Уколы, порошки, сиропы, таблетки, все давалось строго по часам. Естественно, мы провели дегельминтизацию коня, хотя и не по общему со всеми лошадьми в конюшне графику. Ждать было нельзя…
Описывать сколько вышло паразитов не буду, неприятное зрелище, но лошадь повеселела, снова появился интерес к жизни, глаза повеселели, и Гоша заулыбался, как и раньше, когда мы приходили к нему. Воодушевившись отличным результатом проведенных мероприятий, мы воспрянули духом, были несказанно рады выздоровлению нашего друга. Через две недели требовалось повторение прогона паразитов, и, как мы думали, лошади будет намного легче, апатия уйдет навсегда, можно будет готовиться к весенним первым стартам. Мы не могли знать, что эти две недели будут последними для Гоши… Потери всегда тяжелы, слезы текут, сердце сжимается до сих пор, хотя прошло уже много лет… собственная вина засела так глубоко, что невозможно ничем заглушить…
Гельминты свернулись огромными клубками, они просто разорвали кишки лошади, прободение кишок…кровотечение…боль…невыносимая боль…
Когда мне позвонила хозяйка, я была за 100 км от Гоши в другом клубе. Зима, ночь, я мчалась по темной трассе и молила Бога, чтобы Гоше стало лучше, а Гошу просила, чтобы он держался, что я еду к нему, помогу, все будет хорошо… Хозяйка со своей мамой были уже измученные долгим шаганием с лошадью, ветврач присела на скамейку отдохнуть. Я вопросительно посмотрела на нее, ответом были поджатые губы и мотание головой… это был конец… Подошла к Гоше и положила ему руку на бедро, сопровождая его. Гоша, услышав мой голос и почувствовав рядом, оглянулся и смотрел мне в глаза, как бы подзывая к себе… он ждал, он верил, он помнил, что обещала ему помочь…
Отправила посидеть-отдохнуть маму девушки, а сама пошла рядом с конем, как всегда, разговаривая с ним, то утешала, то журила, что пугает нас… лошадь шла тяжело переступая слабыми ногами… конь уже просил отпустить его… он смирился… не хотел жить… уже устал бороться… лечь…только лечь…устал… Сначала отказала левая задняя нога…Мерин еще шел по инерции вперед, подтягивал передом волочившуюся ногу… Падение было тяжелым, последний вздох и Гоши не стало…
Это потом мы узнали, что жеребенком Гоша рос в Латвии, никто его не обрабатывал от паразитов, потом уже в три года был привезен в Беларусь. И почему не смогли привести коня в порядок и обрабатывали ли его вообще реально, а не на бумаге, так и не смогли нам ответить. Лошадь была просто съедена изнутри… Эта печальная история до сих пор лежит тяжелым грузом на душе. Надеюсь, что Гоше на Радуге теперь не больно и, что он простил нас…
Дневник 98
Дневник 100