Найти тему
Vladimir Mak

"Бешеные псы" (Reservoir Dogs)

Квентин Тарантино — по праву считается одним из самых успешных и не обделённых вниманием режиссёров. И это далеко не случайно. Тарантино стал культурным явлением 90-х годов, и коснулось это не только кино. Он внёс свою эстетику и определённый шарм, создал ряд ярчайших и запоминающихся образов и, конечно же, снял великолепные фильмы, которым смело можно отвести отдельное место в киноискусстве. Всё это привело к бесчисленному количеству поклонников и подражателей, к тому, что уже успели назвать «тарантиномания».

В 1992 году Тарантино буквально ворвался в большое кино, переполошив своим фильмом «Бешеные Псы» (Reservoir Dogs) всю околокинематографическую общественность. Критики дружно обвиняли картину в излишней жестокости и натурализме, в отсутствии смысла и пропаганде насилия, кто-то даже смог найти в фильме явные намёки на расизм. Но всё это не помешало, а скорее даже помогло «Бешеным Псам» стать самым удачным дебютом на фестивале в Сандэнсе (Sundance Film Festival). Помимо этого, Тарантино сразу превратился в культового режиссёра, снимающего культовые фильмы.

Пустынный пакгауз на задворках заброшенного лос-анджелесского похоронного бюро. На полу лежит в луже крови Мистер Оранжевый – актер Тим Рот. Искуственная кровь на основе сиропа быстро сохнет в жарком свете софитов, поэтому через несколько часов прилипшего Рота придется буквально отдирать от пола.
Пустынный пакгауз на задворках заброшенного лос-анджелесского похоронного бюро. На полу лежит в луже крови Мистер Оранжевый – актер Тим Рот. Искуственная кровь на основе сиропа быстро сохнет в жарком свете софитов, поэтому через несколько часов прилипшего Рота придется буквально отдирать от пола.

Картина захватывает внимание очень хорошо проработанной сюжетной линией, великолепной и неподражаемой игрой актёров и, что самое главное, диалогами. Даже, когда герои на экране обсуждают то, что не имеет к событиям фильма абсолютно никакого отношения (а делают они это очень часто), хочется сделать погромче звук, чтобы не пропустить ни единого слова. Это один из «фирменных» приёмов Тарантино — опутать зрителя мастерски сплетённой сетью из слов и не дать ему никакого шанса уйти до начала финальных титров картины.

Знаменитая беседа в кафе о смысле песни Мадонны «Like a Virgin» и важности чаевых.
Знаменитая беседа в кафе о смысле песни Мадонны «Like a Virgin» и важности чаевых.

Фильм как будто снят вне рамок определённого времени. Сначала кажется, что это 90-е годы. Но в картине всё время играет музыка 70-х. А сами бандиты выглядят так, будто прямиком из 50-х выехали на своих огромных седанах в чёрных костюмах. Картине передан такой дух, что она просто не может как-либо «устареть». Также можно отметить жестокость фильма, которая была очень обсуждаема после премьеры. Но Квентин лишь отвечал, что в своих фильмах делает то, что можно делать в фильмах. Хотя сцена отрезания уха под «жвачный рок 70-х» определённо не может не показаться неподготовленному зрителю чересчур жестокой.

Изначально эта картина была задумана как супердешёвый фильм: это была история ограбления, где само событие свершалось за кадром, а сценарий представлял собой многостраничный диалог, разворачивающийся в одной единственной декорации. Тарантино планировал снять свой фильм на чёрно-белую 16-миллиметровую плёнку и на минимальные средства. А его друзья должны были исполнить все роли, прописанные им. Но, к счастью, энергичный продюсер Лоуренс Бендер, прочитав сценарий, пришёл в полный восторг и вымолил у Тарантино месяц на то, чтобы достать деньги на «настоящее кино». Именно энтузиазм Бендера помог привлечь к проекту Харви Кейтеля, а имя Кейтеля, в свою очередь послужило приманкой для нескольких других отличных актёров. Да и бюджет в итоге оказался не таким уж и маленьким. Фильм был снят за 5 недель в реальных интерьерах и на улицах Лос-Анджелеса.

Фото со съёмок фильма (1991)
Фото со съёмок фильма (1991)

Успех картины превзошёл самые смелые ожидания. Только в США было продано более 100 тысяч кассет с записью фильма. Общий же доход от картины превысил 20 миллионов долларов. Любопытно, что в Англии еартину запретили для распространения, мотивируя это тем, что в ней слишком много сцен насилия. Полтора года фильм Тарантино показывали в парижском кинотеатре «Утопия». Автор пытался представить своё творение на кинофестивале в Канне, но получил только поощрительный приз.

Автограф-сессия (1992)
Автограф-сессия (1992)

Фильм вне рамок времени, рейтингов и оценок, его нужно просто смотреть и получать удовольствие от просмотра.