Скандал вокруг ЕГЭ 2020 . Петиция
Сразу же после ЕГЭ по химии 2020 интернет взорвался от возмущения выпускников, их родителей и даже учителей: задания экзамена сочли слишком сложными. Возмущение вылилось в петицию Министру просвещения С.Кравцову:
Позиция чиновников в скандале
Из Рособрнадзора ответили, что всё было в пределах школьной программы.
Попробуем разобраться, насколько права каждая сторона.
Я преподаю английский, и могу сказать только за свой предмет: иногда, очень редко, на ЕГЭ, действительно, попадаются отдельные элементы, находящиеся за гранью этой программы. Но чтобы вот так всё целиком было совсем новым, ранее невиданным, - такого пока не было. Отчасти и по этой аналогии я считаю, что зачинатель петиции С. Арутюнян не совсем прав в своём возмущении.
Пункты петиции
Утверждать, что задания ЕГЭ по химии рассчитаны на среднего школьника – лицемерие!!!!
Простите, но в кимах есть две части: 1) задания с кратким ответом (базовый уровень и уровень повышенной сложности), 2) задания с развёрнутым ответом (высокий уровень). Школьники в курсе, что задания базового уровня (их 21) простые даже для тех, кто средне учился. А вот остальные без специальной подготовки не решить.
Человек, создающий петицию, не в теме?
Для чего тогда вообще публикуют демоверсии ФИПИ, если на реальном экзамене нет шаблонов и заданий, к которым действительно готовили детей?!
Интересно, что часть детей не согласна с утверждением о супер сложном ЕГЭ и возмущалась петицией. Как и составители кимов (контрольно-измерительные материалы), они уверены, что при наличии знаний решить под силу всё.
Однако, "автор 28 статей по биохимии" считает, что шаблоны на ЕГЭ - самое то, знаешь шаблон - welcome в Университеты!
Особо хочу подчеркнуть тот факт, что школьники практически на 3 месяца выпали из учебного процесса.
Здесь автор петиции и прав, и не прав одновременно).
Когда мой сын заканчивал школу в прошлом году, я каждый день слышала одно и то же: "Почему вы не перевели меня на домашнее обучение?!? У меня было бы намного больше времени, чтобы спокойно готовиться только по тем предметам, которые я буду сдавать! А сейчас я вынужден проводить половину дня в школе, потом - на школьных мероприятиях, потом - репетитор, уроки, и всё. На углубленную подготовку времени уже нет!"
В этом году школьники, можно сказать, получили три месяца пандемии в подарок (как не вспомнить Малышеву с её "Коронавирус - это чудо чудесное"). ТРИ МЕСЯЦА можно было планомерно готовиться, онлайн, на различных платформах, с репетиторами, с учителями.. Сплошной профит!
Стране нужны врачи, а с таким экзаменом у детей отнимают шанс воплотить свои мечты в реальность…
ДА, стране действительно нужны врачи, но - ГРАМОТНЫЕ врачи, врачи по призванию, которые будут дотошно копаться в тонкостях проблем своей профессии. И те дети, которые реально хотят учиться и сдавать, такими навыками обладают!
На чьей стороне правда
Выполнить задания высокого уровня могут только самые лучшие, самые способные, самые усердные ученики. Об этом знают изначально и сами школьники, и их родители, и уж точно учителя. Пребывание в спецклассе, где можно тоже умудриться протереть не одни штаны зазря, равно как и регулярные занятия с репетиторами,- не панацея. А вот кураж, призвание, стремление преодолевать сложности - самые важные качества выпускника.
Тем, кому было интересно разобраться в проблеме, может показаться, что я полностью разделяю эту выходку составителей кимов 2020. Отнюдь нет!
В чём несправедливость ЕГЭ по химии 2020
При том, что мне нравится такой поворот - сломать шаблоны в рамках изученного -, я считаю, что Рособрнадзор, Министерство и составители кимов допустили две неподобающие вещи:
- Они не предупредили выпускников, что задания могут выходить за привычные шаблонные рамки.
- Оставили продолжительность экзамена той же, что на взгляд абсолютно всех разумных людей и согласно логике (!) совершенно было недопустимо! Ведь стандартные 3,5 часа экзамена всегда были рассчитаны именно на шаблонные задания!! Если вы подкидываете нестандартные формулировки и условия заданий, то уж будьте так любезны увеличить время экзамена!!
Межпредметные связи: необходимы они или нет?
И ещё пара слов, так сказать, "изнутри". Мой сын пересдавал физику в этом году, и вышел с экзамена ошарашенным: "Во второй части были задания, которые я никогда не видел в таких формулировках!"
То есть физики тоже столкнулись со сломом шаблонов, но, возможно, он был помягче химического, или же физики оказались стоиками, которые повторяли один за другим "я сделал только одно задание из 2ой части"/"я вообще ничего из второй не смог сделать".
Однако, мне захотелось покопаться в этой проблеме, и после недолгих поисков, я выяснила, что
- одна задача (на силу линзы), в самом деле, имела, на первый взгляд, недостаточно данных в условии, но те, кто сумел применить в решении систему уравнений (из профильной математики), тот задание выполнил;
- в другой, где человек выдыхал воздух, нужно было немного абстрагироваться и понять, в каких единицах измерения от тебя хотят получить ответ..
И то же самое наблюдала, когда химики возмущались, что для решения задачи по химии им нужно было вспомнить физику.
Вопрос: а разве не шаблоны возмущают всех и всегда в ЕГЭ?? Разве стремление выходить за их рамки настолько ужасно? Если система несовершенна или сбоит, её нужно разумным образом менять. Разве это плохо иметь комплексное образование и хорошо разбираться сразу в нескольких смежных науках??
Если цель организаторов ЕГЭ и составителей кимов именно в этом, по-моему, это прекрасно. Дело за малым: донести до школьников некий круг таких вот сложных и интересных заданий. У выпускников 2021 ещё целый год впереди, чтобы настроиться на победу.