Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен в Олонецком районе. Карелия вообще как нельзя лучше подходит для совершенствования себя в аскезе: холодные зимы, скудные урожаи, пустынные земли и бесконечные ветра.
В самом начале 16 века, когда монахи пришли на берег озера Важего, здесь было, верно, совсем дико и неприветливо. Начал устройство обители пришедший на побережье для отшельнического житья-бытья преподобный Геннадий Важеозерский. Трудно себе представить, каково было ученику Александра Свирского в этакой глуши. Но ведь и шел преподобный в Олонецкий район не за увеселениями. Жил он в маленькой пещерке возле воды. Умер спустя 16 лет.
Так или иначе, но в скором времени, буквально через четыре года, сюда же пришел другой последователь Свирского преподобный Никифор Важеозерский. Построил деревянный храм, от идеи жития в пещере отказался и начал строительство монастыря. С того и повелась многотрудная и полная перипетий история Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря.
Несколько раз страницы истории обители обагрялись кровью. Когда польские разбойники в 17 веке разорили монастырь и убили игумена и нескольких монахов, братия не сдались. Когда в 18 веке после реформ Екатерины II был закрыт, монахи продолжали верить, что их Задне-Некифорская пустынь (так тогда называли монастырь) будет еще жить. Когда в 19 веке (уже после того, как монастырю вернули самостоятельность) страшный пожар пожрал все, до чего смог дотянуться: а дотянулся он почти до всех построек, кроме одной часовни- наколодезной великомученика Никиты, и каменных стен церкви Всех Святых, божьи люди не покинули этих мест. Как выяснилось, не зря. Чуть позже Иоанн Кронштадтский спопешествовал в восстановлении обители.
Что творилось, когда монастырь закрыли во время советской власти, описать трудно. Стоит только упомянуть о том, что под сводами намоленных стен содержали душевно больных, малолетних преступников. А в церквях разместили спортзалы, столовые и клубы. Но монастырь не умер. В 1991 году здесь снова появились люди, готовые к упорному труду, лишениям и преодолению трудностей. Правда, жить в пещерках у воды им не пришлось. Но работы хватает.
А дальше начались чудеса. До 2001 года монастырь был...женским. И именно женщины, как это не редко бывает в России, самоотверженным трудом восстанавливали не только физический облик места, но и духовный. Часовни, колокольни, церкви потихоньку реставрируются и приводятся в порядок. Уже восстановлен зимний каменный храм во имя Всех Святых. Да-да, тот самый, который много веков назад пощадил ужасный пожар. Восстановили пекарню, другие важные хозяйственные постройки.
А в конце девяностых чудесным образом была обретена драгоценная святыня - икона Важеозерских святых. Принес ее в монастырь молодой человек, чья бабушка сохранила реликвию из часовни, которую в лихое время превратили в конюшню.
Сейчас монастырь снова стал мужским. Жизнь в нем снова идет как подобает - круговорот богослужений не прекращается.
Кстати, раз уж речь зашла о святынях монастыря. В первую очередь важно отметить энергетику места. Всем известно, что есть обители, где легко и радостно дышится, даже рядом с которыми душе становится как-то спокойно. Относится это не только к богомольцам, но и ко всем, кому улыбается счастье побывать в таких местах. Все это может показаться....недостоверным. Но как же быть с кошками, которые не желают уходить от монахов? Кошки ощущают истинную природу мест лучше людей. Ох уж эти монастырские коты. Такие они важные и чинные, будто сами приложили лапу к восстановлению обители.
Под спудом хранятся в храме Всех Святых мощи основателей монастыря Геннадия и Никифора Важеозерских, которые будто оберегают монастырь до сих пор, не давая ему окончательно сгинуть даже в самое страшное время.
Также в монастыре хранятся частицы мощей многих святых, а еще частица дерева от креста господня и частица Мамврийского дуба.
Атмосфера здесь чудесная. Безмятежность и...уют. Наверное, это слово лучше всего подходит, чтобы описать дощатые мостки причала, любовно и со вкусом созданные клумбы. И даже черные монашеские одежды братии не изменяют, а напротив, дополняют ощущения.
Доберитесь сюда. Обязательно. Тем более, что добраться самостоятельно не трудно. Если отправная точка путешествия Санкт-Петербург, то нужно ехать 340 км в сторону Мурманска, можно автобусом «С-Петербург – Петрозаводск», до указателя «Интерпоселок»; от развилки до самого монастыря 12 км пешком или на попутном транспорте.
Из Петрозаводска до этой развилки ехать 100 км любым автобусом, следующим в сторону Олонца, до указателя «Интерпоселок»; от развилки до самого монастыря те же 12 километров.
Поскольку монастырь действующий, важно помнить, что это не музей. Поэтому предлагаем немного полезной информации, которая пригодится.
- Важно вести себя на монастырской земле скромно.
- Открыт для посещения монастырь с четырех часов утра до восьми часов вечера.
- Насельники монастыря проводят экскурсии, во время которых рассказывают много интересного. Поэтому советуем посетить.
- Гостиницы у обители нет, поэтому продумайте варианты ночевки.