По утверждениям Бунина, Блок сказал о Есенине «У Есенина талант пошлости и кощунства». Сам же Бунин называл лирику поэта «сердцещипательной» и «писарской». Он считал также, что Есенин в стихах «притворно рыдал, оплакивал горькую судбинушку». Но почему именно притворно? Зная нрав поэта, хулиганский, скандальный, сверхэмоциональный, можно ли c уверенностью называть его метания притворными?
Поэт Г. В. Адамович рассказывал о том, как встретили Есенина в Петербурге:
"Появился Есенин в Петербургe во время первой мировой войны и принят был в писательской средe с насмeшливым удивленiем. Валенки, голубая шелковая рубашка; с пояском, желтые волосы в скобку, глаза долу, скромные вздохи: "Гдe уж нам, деревенщинe!" А за этим маскарадом - неистовый карьеризм, ненасытное самолюбие и славолюбие, ежеминутно готовое прорваться в дерзость. Сологуб отозвался о нем так, что и повторять в печати невозможно, Кузьмин морщился, Гумилев пожимал плечами, Гиппиус, взглянув на его валенки в лорнет, спросила: "Что это на вас за гетры такия?"
Себялибие у Есенина было, в этом ему не откажешь. Однако с таким «теплым» приемом поэтов-аристократов не удивительно, что Есенин то и дело дерзил им. А если бы не было непомерного самомнения, то задавили бы его быстро – те же Гиппиус, Адамович и пр., и возможно не знали бы мы нашего российского народного поэта.
Не понравились Ивану Бунину следующие стихи Есенина в его «Воспоминаниях»:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимыя дали,
Первый раз я запeл про любовь,
Первый раз отрекаюсь скандалить...
Чeм тут, казалось бы, восхищаться? Этой лирикой мошенника, который свое хулиганство уже давно сдeлал выгодной профессией, своим вeчным бахвальством, как и многими, прочими своими качествами?
А может быть тем, что стихи это отражают искренний порыв поэта исправиться? Именно так они сейчас воспринимаются.
Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом вeет полынь,
Спит черемуха в бeлой накидкe...
Дeло происходит в маe, в саду, - откуда же взялась полынь, запах которой, как извeстно, сухой, острый, а вовсе не липкий, а если бы и был липкий, то не мог бы "вeять"?
Запах может веять, как ветер, это метонимия, перенос свойства с одного предмета на другое – ветер веет и разносит запах, здесь же свойства ветра перенесены на слово «запах».
Липкий запах полыни – тоже не совсем понятна придирка Бунина. Запах полыни сильный, неприятный, оттого липкий – липкость неприятна и нежеланна, как и навязчивый запах полыни.
Дальше, несмотря на спящую черемуху, --
Сад полышет, как пeнный пожар,
И луна, напрягая всe силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящаго слова "милый"...
откуда взялись в этой заревой теплыни полыхающий 18 пeнным пожаром сад и такая неистовая луна?
Если деревья качаются на ветру, то шумят, и шум этот порой сравним с шумом моря, с шумом огня, почему нет?..
Почему Бунин взял только одно стихотворение и на его основе стал доказывать, что Есенин плохой поэт?
И вот вопрос, почему только одно, не самое удачное стихотворение, Иван Бунин взял для доказательства того, что Есенин писал плохо? У всех поэтов есть стихи лучше, а есть хуже. Так, после прочтения сборника Анны Ахматовой выделяешь для себя несколько, которые хочется читать снова и снова, учить наизусть. После сборника Бориса Пастернака – тоже буквально несколько.
Что нельзя сказать об Александре Пушкине или Сергее Есенине, в сборниках которых невозможно выделить несколько лучших стихов – их слишком много.
Чувствуется предвзятость, происходившая опять-таки из зависти, ревности что ли. Бунин все время ссылается на личность Есенина, на его скандальность. Он не думает о том, что личность поэта забывается, а вот стихи его остаются. И стихи Есенина будоражат, волнуют, откликаются в душе спустя столетие, их хочется повторять снова и снова, настолько они прекрасны. Особенно стихи о быстротечности жизни и молодости, о природе, родной земле.
Какое ваше любимое стихотворение Сергея Есенина?