Трудно представить сейчас, в 2020 году, что каких-то два десятка лет назад подростки СОВСЕМ не читали. Разве что школьную программу, да и то из-под палки. Каждый раз, готовясь к урокам внеклассное чтения, я просиживала над книгами, пытаясь выудить из них крупицы, способные вернуть детей в Волшебный Мир. Иногда мне это удавалось (спасибо "вечным" Питеру Пэну, Пэппи Динныйчулок и Волкову). А потом появилась книга, которую, по рекламе на обложке первого издания, "читали все от 9 до 90".
Все нынешние бестселлеры, серии обязаны своей популярностью именно "Гарри Поттеру", который успешно конкурировал с киноиндустрией и, что тяжелее, со Всемирной паутиной.
Когда стали выходить книги и дети стали втягиваться в чтении, я сделала наблюдение, отражающее суть происходящего: роман "ругали" только те, кто его не читал. Если же начинали, ни дети, ни взрослые чтение уже не бросали. Он мог нравится или не нравится, но главное - мы действительно опять стали читать.
Джоан Роулинг безусловно можно назвать Волшебницей литературы.
А как относятся к феномену "Гарри Поттера" другие писатели?
Начнём с Джорджа Мартина. Как известно, четвёртая книга "Гарри" в 2001 году "отобрала" у "Бури мечей" престижную литературную премию "Хьюго" за лучший фантастический или фэнтезийных роман. Автор "Песни льда и огня" в одном из интервью отметил, что не может не признать заслуг Роулинг, ведь многие его "читатели когда-то начинали с Гарри Поттера; потом они выросли, но это она привлекла их к чтению, привлекла их к фэнтези. Роулинг вырастила целое поколение поклонников фэнтези".
К тому же давайте вспомним, что в серии Мартина есть некий Робин Поттер - рыцарь, во время Войны Пяти Королей присягнувший Ренли Баратеону. На турнире у Горького Моста Бриенна разбила ему шлем, оставив шрам на лице. Явная отсылка к Поттеру, вам так не кажется?
Очень много о "Гарри Поттере" рассуждает Стивен Кинг, часть его высказываний мы уже отмечали.
Король ужасов утверждает, что Поттериана оставила свой след в мировой литературе, делится тем, что нравится в романах лично ему:
"Где, кроме мира Джоан Роулинг, жуткие сверхъестественные существа живут бок о бок с пустыми перчатками, которые нетерпеливо перебирают своими большими пальцами? Не говоря уже о волшебных межведомственных записках, летающих с этажа на этаж Министерства Магии, подобно бумажным самолётикам".
Нравится Кингу и юмор писательницы: он называет его одновременно и черным, и игривым, и умным. Замечательная характеристика.
Британский писатель, драматург и актер Стивен Джон Фрай, озвучивавший одну из аудиокниг Роулинг, отзывается о романе очень эмоционально:
"Мне нравится мягкая мудрость Дамблдора, но Добби, домашний эльф, в "Тайной комнате" тоже был забавным. Мне также нравится Гермиона. И Хагрид. И Люциус Малфой - черт побери, они все хороши".
Правда, известен не подтверждённый официально факт, что изначально Фрай отказался делать запись первой книги, потому что посчитал ДЕТСКУЮ КНИГУ, недостойной своего ИМЕНИ.
А вот американский писатель Джон Грин никогда не скрывал, что является истинным фанатом (не поклонником, а фанатом) "Гарри". Собственно, прославившийся его роман "Виноваты звезды" обязан этим увлечением. С будущей героиней он познакомился на фестивале любителей Гарри Поттера в 2009 году. Прообраз Хэйзел - девушка по имени Эстер Эрл - была больна раком щитовидной железы.
"Грин обратил на нее внимание заметив, что она носит с собой кислородный баллон. Затем он увидел видео, которые она выкладывала на Youtube, и его поразили ее юмор и открытость. С того момента, как они встретились, и до самой смерти девушки в 2010 году (ей было 16 лет) Грин и Эрл вели переписку". В 2012 - вышел роман, поразивший сердца всех девчонок.
Если говорить о русских писателях, то не могу не упомянуть Дмитрия Быкова, который тоже называет себя поклонником Роулинг и ее романов.
Писатель, литературовед, учитель вообще называет "Поттера" Евангелием XXI века.
"Главный сюжет Евангелия — принесение себя в жертву Иисусом Христом. Роулинг, в свою очередь, тоже рассказывает историю искупительной смерти и последующего воскресения главного героя. У Гарри и у Христа есть даже несколько общих черт. Во-первых, оба героя росли без отца, но незримо чувствовали его присутствие в трудные моменты. Именно от Поттера-старшего Гарри достаются ценные артефакты: волшебная Карта мародеров, мантия-невидимка. Во-вторых, так же как и Иисус, Гарри спас волшебный мир от Волан-де-Морта, пожертвовав собой. Он отправился на смерть добровольно во искупление своих товарищей, будучи ни в чем не виновным, а потом воскрес".
Более того, "семикнижье" Роулинг для Быкова - это способ анализ современной действительности. Так, он отмечает, что "время Гриффиндора уходит, и на первый план выходит Слизерин".
Исключительные добро и отвага победить не могут, потому что наше время требует изворотливости (ох, как сложно с этим не согласиться!)
"Сын Гарри Поттера определён Шляпой в Слизерин, и это не просто прихоть рассказчицы. Слизерин не зря делается главной силой эпохи, сейчас время Слизерина. ХИТРОГО Слизерина, который никогда не действует в лоб, который страшно самолюбив и амбициозен, который состоит со злом в ещё более тесном родстве и особенно продвинулся в изучении тёмных искусств". Конечно, очень хочется верить, что придет время и пуффендуйцы и когтевранцы ещё скажут своё слово, ведь "не зря из Пуффендуя происходит Ньют Саламандер, герой приквела".
И главная мысль Быкова: "Чтобы победить злодея, надо быть немного им", поэтому "нет беспримесных героев и злодеев — в каждом герое есть своё злодейство, которое резонирует с Абсолютным злом и даёт шанс понять его, догадаться о его намерениях".
26 июня 1997 года, на рубеже двух тысячелетий, вышла первая книга "Гарри Поттера" и определила ближайшие десятилетия. И можно с полной уверенностью вслед за Дмирием Быковым сказать, что "главная книга наступившего столетия пока детская".