Найти тему
Игорь Орлов

Два святителя. Часть 1

Святитель Феофан Затворник и святитель Игнатий Брянчанинов
Святитель Феофан Затворник и святитель Игнатий Брянчанинов

(При написании этой статьи использовались материалы из статьи В.В. Попова, слушателя Московской Духовной Академии, а также работы названных святителей и исторические архивные материалы).

Оба святителя – Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник - в земной жизни жили в 19 веке.

Они оказали большое влияние на духовную жизнь России, хотя не создали ни догматической, ни нравоучительной систем. Интересы обоих были устремлены на изучение главного дела христианской жизни – молитвы (и, особенно, Иисусовой молитвы и умного делания), и в тщательном изучении святоотеческих писаний, их разъяснений и применений к современной жизни.

Этих святителей нередко сравнивают между собой, задаваясь вопросом: кто лучше?

Но этот вопрос не корректен и схож с тем, которым задавались христиане в средние века: кто лучше из Великих Вселенских учителей: Иоанн Златоуст, Григорий Богослов или Василий Великий?

Все велики перед Богом и перед людьми, каждый по своему и все важны – вот ответ.

Святителя Феофана Затворника называют учеником святителя Игнатия. Но это не совсем так. Да, юный Феофан, который на 15 лет был младше святителя Игнатия, давал читать свои статьи Игнатию, как более опытному, и получал положительные комментарии. Но в своих духовных трудах, все-таки, они следовали каждый своим путем.

Стоит сказать, что 19 век был богат и освящен не только этими русскими святыми. Оптинское старчество возрождалась в том же веке. И одно время сам святитель Игнатий подвязался там вместе с Львом Оптинским. В 30 годы того века завершился земной путь преп. Серафима Саровского, в Кронштадте служил Господу и людям святой праведный Иоанн Кронштадтский. Это великие имена святых. Великие подвижники.

Но, все таки, у святителя Феофана и святителя Игнатия преобладающим делом было просвещение людей в Боге, а у других названных святых, молиться о людях Христу и с Божьей помощью помогать им в бедах.

Таковы два способа обретения помощи Божьей в христианской жизни:

Первый, как в примерах страждующих людей в Евангелиях. Люди подходят и просят Христа:

«Господи, если хочешь, спаси, очисти меня, помоги мне».

Да, вот так просто и легко. И получить помощь Божью по вере своей.

И Христос ведь никому не отказал. И это один путь помощи.

Второй путь другой.

Можно, наблюдая себя внимательно, увидеть, что те самые страсти, что человек допускает в душу свою, допускаемы им по неведению, не знанию Бога, не знанию себя, людей, греха и его последствий. Ум, не ведая всего этого, не является стражем души, не хранит душу, а допускает в ней разгул страстей. И те, воцаряясь и царствуя в ней, позже свергают и сам ум. Ум то остается, конечно, но плетется за страстями, под их властью, а не управляет ими.

Зачем же так?

Ведь можно изучать и узнавать Бога и для этого применять данный Им разум. Ведь на то Бог и дал человеку разум.

Святители, о которых статья эта, направлены к тем людям, которые хотят разуметь Бога и жить разумно духовно в согласии с Ним, обретая спасение.

Что за настроение было у прогрессивных людей того времени, 19 века, мы знаем из истории и русской классики: нигилизм и жажда социально революционных преобразований во всех сферах общества. Мы помним революционные настроения Пушкина, участие Достоевского в деле петрашевцев, желавших изменить общество, помним нигилизм героя Тургенева: очистим общество, а строить будут другие. В том веке было формально отменено крепостное право (неформально, в сознании людей, в их психологии, оно осталось до сих пор; но не будем заострять на этом внимание в данной статье).

Попробуем же определить роль каждого из названных святителей – Игнатия и Феофана – в духовном просвещении и людей своего времени, и нас, современных людей, Христом хранимых и спасаемых сегодня.

Начну со святителя Игнатия.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Святитель Игнатий Брянчанинов

Это сейчас, когда он причислен к лику святых, его особо почитают. В земной жизни было не совсем так. Его труды, на начальном этапе его подвижничества, запрещал к изданию митрополит Филарет Дроздов. Несколько скептично относился к нему А.И.Герцен, иронично рассуждая на тему пути святителя: из саперов - инженеров в саперы душ человеческих. Критично относился к нему Н.В. Гоголь, считая его дамским угодником (к святителю ездило немало женщин на исповедь) и большим догматиком, которому не хватает широты и полноты всей жизни. Но Гоголь, изменил свое мнение, узнав святителя лучше из переписки с ним и проникся уважением к нему.

Святитель Феофан менее был подвержен критике. Он, по своим личностным качествам, был весьма дипломатичным покладистым человеком, очень исполнительным в вопросах служебных и не заострявшим социально острых вопросов.

Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник

Мы можем в жизни наблюдать два пути прогресса деятельности человеческой. Один - дерзко себя доказывать, рушить, ломать, преобразовывать. А можно идти смиренным путем: будучи исполнителем - быть хорошим исполнителем, а когда будешь поставлен в руководители и наставники, то найдешь других таких же исполнительных. Святителю был ближе второй путь: смиренный, покладистый, спокойный. И шел и возрастал в нем в земной жизни. В ключевой момент жизни земной, святитель Феофан отказался роста по служебной лестнице, выбрав то, что ближе его душе: уединение и письма мирянам с разъяснением вопросов духовной жизни.

Святителя Феофана подвергал критике Бердяев, говоря, что не находит в его поучениях ни социально важных, ни новых вопросов. Но святитель Феофан, как и святитель Игнатий не ставили целью своей духовной удивить общество духовной новизной поднимаемых вопросов. Они задавались и разъясняли другой вопрос: как правильно верить и безопасно (очень емкий термин) жить духовной жизнью во Христе, изучая Слова Христовы и слова святых подвижников, живших до них. Все уже сказано Христом Спасителем и святыми Его, не надо искать новизны, надо правильно понять Евангелие и жить так – вот кредо обоих.

Оба святителя изучали, как главное, Иисусову молитву и умное делание, и много пояснили по этому вопросу.

Главным искажением в делании этой краткой, но великой молитвы, оба считали эмоциональную мечтательность и разгоряченность желаний и чувств во время ее. Это не просто ошибочно, но опасно. Вместо благодати и силы молитвы Иисусовой, при таком эмоционально эйфорическом ее применении, возникает серьезное прельщение молящихся. И, кажущееся добро обращается в реальное зло.

Молитвой Иисусовой, молящийся ей, делает душу свою умной, помогая молитвой сей духовному созреванию души. Молитва эта не предполагает подстегивание ей эмоционально ложных, прельщенных воспеваний Бога.

Не лестью мы приходим к Богу, но наполнением души Им и следованием Его заповедям.

Оба святителя говорили о том, что для умного делания надо обязательно найти духовно сильного и опытного наставника, чтобы научиться опытно правильно «опускать» эту молитву из ума в сердце, из головы в сердце. Чтобы она расцветала именно в сердце. Чтобы расцветала, затем, во всем человеческом существе. Делая его духовно зрелым, духовно крепким, духовно истинным, духовно процветающим.

Окончание статьи про святителя Игнатия и святителя Феофана будет опубликовано на этом канале завтра.

Понравилось - ставьте лайк. Читайте, пишите, подписывайтесь на канал.

Добра и любви всем. Храни Бог.