А вы знаете, что при постройке собора Святого Петра в Риме
у основания колонны бронзой залиты две живые ящерицы?
Эту "фишку" придумал архитектор Лоренцо Бернини, а сам
приём получил термин "литьё по ящерицам".
Искусствоведы и исследователи символизма расходятся во мнении,
чью сторону - Света или Тьмы - представляет собой это маленькое земноводное.
В пользу Света говорит два факта:
1. Умение ящерицы отращивать заново хвост, сброшенный в минуту опасности. Здесь животина пользуется здравым смыслом - лучше
потерять малое, чем лишиться жизни. Это символизирует мудрость
и, от части, возрождение.
2. Старая слепая ящерица всегда обращает свой взор на восток,
и с первыми тёплыми лучами солнца прозревает. Многие соотносили такую способность юркого земноводного к символу того, что сомневающийся в своей вере человек, если он обратится к Б-гу, получит прозрение.
Да, но живёт-то ящерица под землёй - в царстве теней и Тьмы, а это территория Смерти. И за своё сходство со змеёй изображение ящерицы может отождествляться с искушением - вспомним о грехопадении Евы.
Поэтому нужно смотреть на полотно или скульптуру и пробовать "читать", что же хотел сказать автор, изобразив фигурку ящерицы на своей работе.
Сегодня мы рассмотрим одно удивительное полотно под названием "Цветочный стиллебен с тюльпанами, ирисами и ящерицей на переднем фоне" (на люксембургском языке название звучит ещё длиннее) - подражание Амброзиусу Босхарту старшему (1573-1621).
По другую сторону от ящерицы автор изобразил пустые раковины - символ Смерти. Возможно, ящерица здесь как противопоставление ей, олицетворяя собой возрождение.
Но не исключено, что земноводное около пышного букета, который скоро завянет, ждёт этого момента - ведь всё когда-нибудь превратится в прах.
Вам понравилось это полотно? Не правда ли, оно прекрасно выписано автором, и по-философски изящно подобран сюжет?
Дело в том, что это - искусная подделка, которая настолько гениально сделана, что эксперты до сих пор не могут установить даже век создания полотна - про годы я вообще молчу! Поэтому на табличке около картины написано XVII-XX вв. Да, бывает и такое))
Картина была приобретена на барахолке и выставляется в музее "Вилла Вобан" в Люксембурге. И при проведении экспертизы на подлинность рентген показал, что под толщей краски и грунта находится полотно... Питера Пауля Рубенса "Распятие Иисуса".
Это явилось открытием для меня, ведь в музее об этом ничего
не говорилось. Полотно просто висело на стене. А на дату,
написанную маленьким шрифтом, я не обратила внимания.
Сегодня, работая с каталогом картин музея, я узнала о подделке
и впервые увидела изображение, скрытое от наших глаз.
Вот оно:
Вот так статья об обычной ящерице дополнила мою копилку знаний
ещё одним удивительным фактом))
Статьи, которые будут вам интересны:
Почему художники не признавали слово "натюрморт"
О вязании чулок на примере двух шедевров
Чикен №4, или Портрет одной курицы
Кто сказал, что музей - это скука скучная?