Что такое plus-size? Заговор или закономерное явление? Что представляет собой модная тенденция и каковы были предпосылки её появления? Вернемся немного назад во времени и вспомним, с какими модными итогами подходил к финишной прямой XX век.
На дворе 1992-й год. По подиуму с остервенением шагает, скрещивая ноги, Кейт Мосс. Кельвин Кляйн оборачивает импровизированную англосаксонскую элиту в свои джинсы, а обложки модных журналов захлестывает тихая приливная волна анорексии. И ни у кого не возникает вопросов, почему, собственно, весь этот средневековый антураж – есть хорошо.
Еще пятнадцать лет назад идеалом красоты были Софии Лорен и Орнелла Мути. И казалось, что так будет всегда. Но так устроена мода (в социальном смысле этого слова), что мы видим что-то, и нам начинает очень сильно хотеться «так же». Необъяснимо, непреодолимо и срочно – как медведю бороться.
Британский след
Но не думайте, что американский дядюшка Сэм придумал этот образ уморенной голодом долговязой студентки самостоятельно. В XX веке законодателем мировых мод все еще оставалась старушка Англия. Британцы забрасывали пробные шары несколько раз. В середине 60-х – Твигги, потом – Джейн Биркин.
Но все эти проблески сияния чистой худобы как-то оставались в пределах субкультур и киношных изначально «специфических» образов. В те времена медиа еще не были так развиты. И пубертатные зрительницы по всему миру впитывали «откровения» насчёт природы стиля в основном через кино.
А в кино все же главное сюжет. Конечно, самые преданные косплеерши умудрялись уморить себя голодом и после «Забриски-Поинт». Но большинству фанаток «всего импортного» было достаточно погулять по кинематографичным песчаным барханам Краснодарского края. Главное было не наступить на непотушенный окурок или горлышко бутылки.
И вот наступили 90-е
Главный закон моды: она никогда не бывает «придуманной». Это нам только кажется, что кто-то придумал слушать рэп, носить тесные штаны, делать татуировки и … (подставить нужное). А на самом деле любая мода формируется в глубинных пластах истории, традиции и культуры. Мода – это лишь проявление на поверхности тектонических сдвигов.
В каком-то году, в какой-то стране отменяют рабство. А потом через двести лет это отражается на жизни людей, которые об этом рабстве уже и не помнят. Но сразу мода не формируется. Она «распускается», когда общество целиком переварит предпосылки, насущные необходимости, и переплавит это все в новые нравы.
Почему именно в 90-е британцам, наконец, удалось десантировать очередную «Твигги» в лице Кейт Мосс в мировую культуру, и миллионы цветастых обложек по всему миру транслировали этот неоготический образ на умы миллиардов, теперь сказать трудно. Но истинным знатокам истории искусства было ясно:
Мода эта будет короткой
Ведь эпохи мрачной готики были в нашей истории уже много раз, и всегда сменялись очередным Возрождением и Барокко. Вот и в этот раз, пока британцы радовались, что им удалось-таки привить миру любовь к истинно прекрасному, американцы старательно вынашивали свой собственный идеал.
И вот тут нам уже попроще обнаружить предпосылки. Что повлияло на формирование образа новой эпохи?
- Относительно невысокая культура потребления в развитом обществе;
- Доступность пищи, ежегодно выкидываемой в невероятных количествах;
- Распространенность фаст-фуда;
- Развитие феминизма и идеологии бодипозитива.
Еще в начале 2000-х толстушки появлялись в кино только как комические персонажи. А вообразить себе супермодель с лишними кг было просто нереально.
И вот… Сначала индустрия развлечений застенчиво предъявила миру Адель. Потом светские издания все чаще стали обращаться к образам оперных див (вспомните «Пятый элемент»). В инстаграме стали появляться так называемые plus-size, которые официально называли себя моделями.
Потом с ними стали подписывать контракты реальны модельные агентства. А в итоге один из самых дорогих модных домов открыто выпустил фото-сессию барокко. И вот на дворе 2020-й. Как предсказал бунтарь Лимонов, история человечества перешла в свою пищеварительную стадию.
И, нужно признаться, выглядит эта эпоха очень хорошо.