Найти в Дзене

ФАКТОРИНГ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Оглавление
Изображение с сайта Pixabay
Изображение с сайта Pixabay

В соответствии со сведениями, предоставленными Ассоциацией факторинговых компаний, подавляющая часть оборота рынка относится к обслуживанию дебиторской задолженности организаций, чья основная деятельность — оптовая торговля. Среди относящихся к данной категории, но «малоосвоенные» Агентствами — сельскохозяйственные предприятия. К сожалению, многие предприниматели из этой сферы деятельности не знают о возможностях, которые предоставляют им факторинговые услуги. А сами Агенты при этом не стремятся предлагать свои сервисы, так как мало знакомы со спецификой ведения бизнеса в сельском хозяйстве — как раз из-за самих его владельцев. Каковы особенности данной отрасли и какие преимущества несет сотрудничество с факторинговыми компаниями для фермерских хозяйств?

Специфика сельскохозяйственной отрасли

Успешность деятельности предприятий, занимающихся растениеводством и животноводством, напрямую зависит от сезонных факторов. Их можно выявить при помощи циклического процесса роста и развития продукции. Фактор сезонности определяет достаточность оборотных средств у предприятий для дальнейшего развития, однако даже при наличии финансовой подушки ситуацию осложняет серьезная конкуренция на агропромышленном рынке.

Отечественные фермерские хозяйства делают все возможное, чтобы вырваться вперед в производственной и имиджевой гонке. Так, в сфере изготовления скоропортящейся продукции конкуренция возрастает в сезон массового поступления товаров на рынок, когда с каждым новым днем стоимость продукта товара вместе со снижением его потребительской ценности.

Также российские сельхозпредприятия конкурируют с зарубежными фирмами. Объемы импортных товаров на сегодняшний день превышает порог в 20 %. С каждым годом процент такого сырья на российском рынке на порядок увеличивается. Это очень серьезные цифры, которые подтверждают, что иностранная продукция пользуется у конечного покупателя спросом. Такое положение дел оказывает дополнительное давление на отечественные предприятия, которым и так сложно отстроиться друг от друга.

Серьезно влияет на объемы производства и слабая государственная политика относительно поддержки малого и среднего бизнеса в сфере сельского хозяйства. В период с 2012 по 2018 года была более чем в 2 раза снижена сумма субсидий на развитие данной отрасли. При этом фермерские компании отмечают, что износ спецтехники и оборудования превышает 70 %.

Недостаточность материальных и финансовых ресурсов и высокая кредитная нагрузка побуждают представителей агропромышленного комплекса все больше снижать объемы производства и уступать конкурентам значительную часть ниши рынка фермерской продукции. Либо брать так много кредитов, что работать не на прибыль, а на удержание минимального уровня конкурентоспособности.

В настоящее время объемы долгов сельхозпредприятий находятся на критически высоком уровне. Краткосрочные и долгосрочные кредиты ежегодно выдаются на суммы, которые точно в срок покрыть не под силу даже крупным компаниям (от 800 млрд рублей и более в общем, минимальная цифра для отдельных предприятий — 5 млн рублей, максимальная — 800 млн рублей). Закредитованность и невозможность закрыть большой долг в течение хотя бы 3 месяцев неминуемо приводит к банкротству.

Еще одним сложнопрогнозируемым риском являются природные факторы. Повлиять на погоду люди не в силах. Менее, чем на трети всей территории РФ климат достаточно предсказуем и не несет особых рисков для сельскохозяйственной деятельности. В других же условия довольно жесткие — на 5 лет приходится 2 низкоурожайных: губительные для молодых посевов внезапные морозы, длительная заболоченность почв по весне и слишком сухое лето оказывают негативное влияние на процент всхожести и конечные объемы продукции.

Способы выживания сельхозпредприятий в сложных условиях

Чтобы удержать позиции и попытаться развивать бизнес в не слишком благоприятной рыночной ситуации, представители агропромышленного комплекса объединяются в корпорации, отправляют запросы на участие в программах государственной поддержки сельского хозяйства и используют иные инструменты для повышения успешности деятельности, в том числе факторинг.

Рассмотрим конкретный пример того, как агропромышленная компания выживает в сложный для данного направления бизнеса условиях. Поставщиками фирмы являются производители зерновых культур. Покупатели — оптовые предприятия и сетевые ритейлеры. Агропромышленная компания успешно практикует предоставление отсрочки платежей клиентам, обеспечивая ее за счет собственного бюджета. Однако с течением времени количество партнеров, запрашивающих продление расчетного периода, становится все больше. Агропромышленная компания уже не может предоставить им выгодные условия с отсрочкой, так как в данном случае придется изъять собственные средства из оборота, что чревато банкротством. Острая нехватка денег отрицательно скажется на деятельности предприятия — как минимум требуется достаточно сырья для поддержания непрерывности производственного процесса.

Владелец компании приходит к единственному возможному решению в данной ситуации — обращается в факторинговое агентство. Это позволяет сохранить выгодные условия для покупателей, которым требуется отсрочка. При этом стоимость обслуживания у фактора компания включает в цену продукции, что позволяет покрыть расходы на обеспечение взаимовыгодного сотрудничества посредством факторингового агентства.

Влияние факторинга на развитие сельского хозяйства

Финансовая поддержка Агента дает представителями агропромышленного комплекса массу выгод:

  • Способствует сохранению постоянных клиентов.
  • Дает возможность соответствовать актуальным требованиям рынка.
  • Позволяет найти новых покупателей и сразу же предложить им выгодные условия сотрудничества благодаря предоставлению коммерческого кредита.

В результате сельскохозяйственная компания не только сохраняет свое место на рынке, но и увеличивает прибыль.

Аграрии могут пользоваться услугами факторинга не только в целях финансирования дебиторской задолженности. Агентства предлагают немного другой вариант сервиса, с помощью которого сельскохозяйственная компания может создать более комфортные взаимоотношения с покупателями. Закупочный факторинг позволяет рассчитываться за товары уже в день их поставки на 100 % от запрашиваемой стоимости отгрузки.

Рассмотрим примеры, наглядно иллюстрирующие достоинства использования факторинга.

  • Агропромышленная компания на Алтае нуждается в оборотных средствах с сентября по декабрь. Именно в этот период в регионе созревают зерновые культуры, и на рынок продукция поступает уже по цене ниже, чем в прошлом году. Компания должна закупить сырье по максимально выгодной для себя стоимости. Поставщики предоставляют отсрочку платежей, однако в неурожайные годы делают это скорее с убытками для себя. Закупочный факторинг позволяет получить предприятию независимость от объемов собранного урожая. Оборотных средств агропромышленной компании достаточно для того, чтобы оплатить сырье уже в день его отгрузки на склад и сохранить хорошие отношения с поставщиком.
  • Другая компания, ведущая деятельность в сельскохозяйственном секторе, находится в Ленинградской области и недавно заключила договор с факторинговой компанией на предоставление кредитов своим клиентам — сетевым ритейлерам. Последние всегда работают на выгодных для себя условиях и требуют отсрочки платежа. Как правило, это 30—45 дней. Несмотря на такие жесткие обязательства по договору сетевые ритейлеры входят в категорию наиболее многообещающих покупателей — они обеспечивают основной объем продаж, составляя значительный процент выручки сельхозников. Поэтому агропромышленные холдинги стараются сделать все, чтобы удержать такого покупателя. То есть требования сети необходимо соблюдать.
  • Чтобы не упустить возможность и получить как можно больше выгоды от сотрудничества с ритейлерами, компания решает воспользоваться факторингом. До этого она использовала кредитование для пополнения оборотных средств, а также лизинг для приобретения спецтехники и оборудования. Однако с годами владелец осознал, что так загоняет компанию в бесконечный круговорот долгов.
  • Поэтому факторинг с отсрочкой позволил наконец оборвать череду займов и получить средства на развитие более приемлемым для агрохолдинга путем. Услуга не только является гибким источником финансирования, но и дает возможность повысить объемы продаж, таким образом увеличив и конкурентоспособность компании.
  • Компания из Краснодарского края, осуществляющая производство и продажу растительных масел, после заказа факторинговых услуг получила дополнительный источник финансирования и повысила свою роль на отечественном рынке сельскохозяйственной продукции. Так как конкуренция в агропромышленном секторе высока (особенно с учетом иностранных холдингов), выбиться вперед без факторинга было бы практически нереально. Зарубежные конкуренты выигрывали за счет более низкой стоимости товаров. Также климат стран-импортеров более благоприятный для выращивания масличных культур.
  • Однако при этом иностранные конкуренты не всегда согласны предоставлять клиентам отсрочку платежа из-за удаленности от конечного покупателя. Поэтому сотрудничать с ними отечественным торговым сетям не слишком выгодно.
  • Компания отстроилась от своих конкурентов, предлагая заказчикам более выгодные по срокам платежей условия поставки. Чтобы такое решение не слишком сильно ударило по производству и не повлияло негативно на дальнейшее развитие, владелец бизнеса обратился к факторинговому агенту. Данный подход практически не изменил взаимоотношения с сетевиками — они всегда получали отсрочку. Однако на оборотных средствам компании такое решение сказалось положительно, снизив степень стресса в сложных экономических ситуациях. Торговые представители же оценили возможность приобретения продукции с отсрочкой платежа: объем и количество поставок значительно увеличились.

Подведем итоги

Факторинг — это выгодный инструмент, дающий представителям сельскохозяйственной отрасли так много возможностей для развития и получения прибыли. Почему же так мало бизнесменов из этой сферы его используют?

Мелкие и средние организации просто не знают об этом инструменте, поэтому вряд ли могут по достоинству оценить потенциал использования данной услуги: ее положительное влияние на развитие компании и отстройку от конкурентов. Одной из главных причин может являться традиционный подход агропромышленных компаний к займам и специфика их деятельности. А именно — удаленность от центральных регионов страны. Основным страхом представителей сельского хозяйства является то, что факторинг может способствовать застою деятельности из-за недоверия клиентов, что обернется потерями и даже угрозами со стороны Агента относительно несвоевременного погашения платежей. Однако никаких рисков при финансировании Фактором нет, в отличие от традиционных займов в банках.

Крупные холдинги успешно используют факторинг уже многие годы. Однако все равно нельзя сказать с уверенностью, что отечественные представители агропромышленного комплекса в скором времени перейдут на финансирование не банками, а агентствами. И дело не в бизнесменах. Сами факторы пока не готовы полностью и быстро взять на себя риски клиентов из сферы сельского хозяйства и финансировать их коммерческие кредиты. Виной тому — нестабильные условия работы: резкое изменение погоды, объемы урожая очень сложно спрогнозировать.

Однако с развитием производственных технологий, продаж и управления рисками в агропромышленном комплексе все же можно надеяться на то, что сельскохозяйственный факторинг из невостребованного финансового инструмента превратится в удобный и эффективный способ поддержки и развития бизнеса.

Подробнее о факторинге на: www.factoring.ru