Режиссёр Николай Губенко давно отодвинул кино на второй план и занялся политикой. Последний фильм с названием «Запретная зона», который он поставил, вышел аж в 1988 году, ещё в советские, пусть и уже перестроечные времена. И
это была история, основанная на реальных событиях.
Сценарий для фильма Губенко написал сам и рассказал в нём о трагедии, случившейся в 1984 году, когда над Ивановской областью пронёсся разрушительный ураган, оставив сотни людей без жилья.
Задумав экранизировать историю, Губенко поставил цель показать самых разных людей и их поведение в экстремальной ситуации. Принято считать, что трагедии сплачивают представителей разных национальностей, возрастов, социальных слоёв, характеров, что, собственно, и демонстрирует любой фильм-катастрофа. У Губенко всё пошло иначе:
в его ленте разрушительная стихия людей ссорит и ставит их по разные стороны жизни.
Отчасти в «Запретной зоне» режиссёр пошёл на поводу и времени и тенденций, которые тогда зарождались.
С наступлением перестроечной свободы самовыражения (не мнимой ли?) стало модным показывать грязь, мрак, пошлость,
которые прежде тщательно лакировались, в том числе и в кино. Конечно, «Запретной зоне» далеко до той самой пресловутой чернухи, которая полезла на экраны в девяностые, но здесь уже отлично видно, что советское кино уже меняется. Сюжет переносит зрителей в 1984 год: это черненковское безвременье, когда одна эпоха вроде бы уже ушла, а другая так и не началась. А снимали ленту в 1988, когда страна уже сделала крутой поворот, но пока не было понятно, к чему это приведёт. Возможно, сочетание этих факторов практически
лишило фильм позитива и надежды, и многие зрители видят в нём лишь беспросветность.
Несмотря на то, что конец восьмидесятых был уже временем финансово сложным, деньги на картину Николая Губенко выделены были. Чтобы в полной мере показать разрушения, которые природа нанесла цивилизации,
было выстроено целое село, которое по ходу действия разрушили.
Кстати, снимали картину неподалёку от тех мест, где бушевал ураган, а в массовке появились и местные жители, которые сами отлично помнили, что происходило тут несколько лет назад.
Но, наверное, самое главное и самое ценное, что есть в любой кинокартине, - это актёры. И «Запретная зона» здесь даст фору всем позднесовестким лентам.
Николай Губенко собрал на площадке мэтров советского кино, и для многих из них это была одна из последних работ.
Николай Рыбников и Алла Ларионова, Владимир Зельдин и Марина Полицеймако, Иннокентий Смоктуновскй и Нонна Мордюкова, Кирилл Лавров и Любовь Соколова, Леонид Куравлёв и, конечно же, Жанна Болотова, супруга режиссёра, которая всегда снималась в его фильмах, - это даже не все звёзды, согласившиеся появиться в «Запретной зоне».
И что удивительно, им удалось разыграть историю провидческую.
Вроде фильм рассказывает о событиях 30-летней давности, а частенько в них угадываются приметы сегодняшнего дня:
круговая порука чиновников, пресса, которая может перевирать происходящее как захочется, борцы за справедливость, пытающиеся в одиночку победить систему, и отвратительные персонажи, плюющие в каждого встречного (и в таком образе появилась несравненная Алла Ларионова, представьте себе!).
А вы знакомы с «Запретной зоной» Николая Губенко? Как вам кажется, это правдивый фильм без прикрас или лента, где режиссёр намеренно сгустил краски?
А ещё приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!» . Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах, когда едете за рулём, бегаете в парке или копаете грядки. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296