Найти в Дзене
ТКРД

Экономика СССР 20x-30x годов и её последствия.

Ещё в далёком 1917 году, когда революционер Троцкий был выслан из Испании и уехал в США, были первые связи ярких революционеров с иностранным капиталом, что потом отразилось на общей экономической ситуации в стране.

Джозеф Недава оценивает доход Троцкого в 1917 году в 12 долларов в неделю “и еще какие-то гонорары за лекции” [Joseph Nedava. Trotsky and the Jews (Philadelphia: Jewish Publication Society of America, 1972), p. 163]. Троцкий пробыл в Нью-Йорке в 1917 году три месяца, с января по март, так что его доход от “Нового мира” составил 144 доллара и, допустим, было еще 100 долларов гонораров за лекции — итого 244 доллара. Из них Троцкий смог отдать 310 долларов друзьям, платить за нью-йоркскую квартиру, обеспечивать семью — и отложить 10.000 долларов, которые забрали у него канадские власти в апреле 1917 года в Галифаксе. Троцкий заявляет, что те, кто говорит о наличии у него других источников дохода — “клеветники”, распространяющие “глупые измышления” и “ложь”; но таких расходов Троцкий не мог делать, разве что он играл на ипподроме на Ямайке. Троцкий явно имел скрытый источник дохода.

А уже после гражданской войны и революции мы имеем определённую зависимость СССР под руководством "вождей революции" от иностранного капитала.

14 ноября 1925 года советское правительство передает концессию на разработку ленских приисков. Кому бы вы думали? Все той же компании «Лена Голдфилдс»! Британский банковский консорциум, владевший «Лена Голдфилдс» и связанный с американским банкирским домом «КунЛееб», согласно соглашению, получал право добычи золота на протяжении тридцати лет. В 1925 году первую скрипку играет Троцкий. Концессионные «дела» в правительстве продавливает именно он. Контракт с «Леной Голдфилдс» является крупнейшим в истории новой власти и дает компании хорошую компенсацию за потери, понесенные ею во время революции. Площадь полученной концессии охватывала огромную территорию от Якутии до восточных склонов Уральского хребта, а экономические интересы этой компании теперь выходили далеко за пределы золотодобычи. Теперь это серебро, медь, свинец, железо. По договору с советским правительством в распоряжение «Лены Голдфилдс» был передан целый комплекс горнодобывающих и металлургических предприятий: Ревдинский, Бисертский, Северский металлургические заводы, Дегтярское и Зюзельское месторождения меди, Ревдинские железные рудники, Егоршинские угольные копи.

Оказывается, согласно договоренности о разделе продукции, доля народной власти в добываемом драгоценном металле была 7 %. Целых 7 %! А доля «Лены Голдфилдс» составляла, как вы уже догадались, жалких 93 %. При заключении концессионного соглашения пообещала «инвестиции», но не вложила в развитие приисков и предприятий ни рубля. Наоборот, дело дошло до того, что «Лена Голдфилдс» потребовала для себя государственных субсидий и всячески уклонялась от платежей и всех сборов и налогов.

С 1930 года золото в Сибири стала добывать уже государственная компания, и вся прибыль пошла в бюджет. Это событие произошло после высылки Троцкого из СССР 10 февраля 1929 года. И мало того, что иностранцы высасывали наши ресурсы, так мы ещё и должны остались!

Международный арбитраж, куда обратились англичане, обязал СССР уплатить «Лене Голдфилдс» 12 млн 965 тысяч фунтов стерлингов, из которых лишь 3,5 млн были непосредственно вложенные капиталы. Остальные 9,5 млн фунтов стерлингов составляла прибыль, которую компания, по ее расчетам, должна была получить за 25 оставшихся лет ее работы по соглашению.

Вследствие разрыва связей с иностранным капиталом после высылки Троцкого из страны ситуация была такова, что в 1930–1931 годах США ввели у себя ограничения на ввоз наших товаров, подобный декрет был издан во Франции в 1930 году, а в 1933 году Великобритания ввела эмбарго практически на все продукты советского экспорта.

А дальше Запад выдвинул требование СССР - оплачивать долги только зерном.

У Сталина стоял выбор, либо отказ от восстановления промышленности, то есть капитуляция перед Западом, либо продолжение индустриализации, ведущее к страшному внутреннему кризису. С 1929 года начинается коллективизация сельского хозяйства.

Государство собирает зерно и отправляет его на Запад, так как другого варианта оплаты поставок оборудования нет. Вся надежда Сталина на новый урожай. Но из за засухи урожая почти не было. Продовольствие СССР закупить не может ни за золото (золотая блокада), ни за валюту (из-за эмбарго ее нет). Делаются попытки срочно завезти зерно из Персии, где согласны принять золото. Власти не успевают – случается катастрофа. Та самая, что на Украине теперь зовется «Голодомором». В 1932–1933 годах умирает масса людей, и только после этого Запад вновь готов принимать от большевиков нефть, лес и драгоценные металлы.

Только в 1968 г СССР смог покрыть долги компании "Лена Голдфилдс".

Источники: Н. Стариков "Кризис.Как это делается." С. Энтони "Уолл-стрит и большевицкая революция"