Найти тему
Историк Мирный

Сияющий Вид

До того, как было признано вредное воздействие радиации, индустрия красоты продавала Радий как "жидкий солнечный свет". Смерть Марии Склодовской-Кюри все изменит.

Все снимки из коллекции Люси Джейн Сантос. Фотографии: Sonee Photography.
Все снимки из коллекции Люси Джейн Сантос. Фотографии: Sonee Photography.

В 1933 году журнал Hairdresser and Beauty Trade magazine объявил о запуске нового продукта для своей британской аудитории. Парижский косметический комплекс Tho-Radia может быть использован для "тонизирования и укрепления тканей кожи, устранения жировых отложений и устранения морщин". В редакционной статье отмечалось, что это был "совершенный научный метод поддержания кожи лица и шеи в порядке" благодаря главному ингредиенту-бромиду радия, известному радиоактивному компоненту.

Радий, который был открыт Марией Склодовской Кюри в 1898 году, уже несколько десятилетий был предметом научного, медицинского, предпринимательского и общественного интереса к тому времени, когда Tho-Radia попала на полки магазинов. Существовали такие продукты для здоровья, как o-Radium Hat Pad ("всякий раз, когда вы носите шляпу, вы подвергаете свои волосы благотворным лучам"), а курортные города Бат и Бакстон предлагали стаканы радиевой воды в своих бюветах. В Boots The Chemists вы можете приобрести "спа-радиевые лампы" Спарклета, которые превращают водопроводную воду в газированную радиоактивную воду, лампу Nu Ray Radium (комбинация радиоактивных материалов и бытовой электрической лампы) или некоторые туалетные принадлежности Radior radium ("гарантированно содержат настоящий радий и остаются радиоактивными в течение 20 лет").

-2

В то время как эти продукты были представлены для различных заболеваний, болезней и неудобств, они имели общую философию лечения мягкой радиевой терапии. Это имело свои корни в гормезисе, практикующие которого утверждали, что небольшие дозы любого ядовитого агента могут оказывать благотворное действие. Для Tho-Radia это означало небольшое количество бромида радия, добавляемого к их обширному ассортименту продуктов, который включал мыло, зубную пасту, дневные и ночные кремы, румяна в 12 цветах и другие косметические средства, тоники для кожи и косметические молочки.

Рекламный материал Tho-Radia визуально ссылался на естественно светящиеся свойства радия. Кюри показали, что, хотя Радий выглядит как обычная соль днем, он светится ночью, потому что излучение возбуждает азот, который естественным образом присутствует в воздухе, создавая жужжание энергии, воспринимаемое как мерцание света. Эта ссылка наиболее ярко проявляется в рекламном плакате для запуска продукта, приписываемом дизайнеру Тони Бернанду, на котором изображена молодая белая блондинка (известная как девушка Tho-Radia), освещенная светом, исходящим от фирменных продуктов Tho-Radia.

"Здоровый румянец", отраженный на облученном лице девушки, стал важным компонентом идеализированной красоты в конце 19-го века, но это было еще более важно в 1920-х и 1930-х годах, когда преднамеренный загар и преимущества солнечного света были описаны в прессе и медицинских журналах. Многие ученые опасались, что люди, все чаще живущие и работающие в городских условиях, не получают достаточного количества солнечного света. Гелиотерапия и потребительские устройства, предназначенные для имитации или захвата целебных свойств солнечного света, стали популярными. Радий как форма "жидкого солнечного света" был популярной аналогией с момента его открытия.

-3

Tho-Radia также утверждала, что их продукция была сделана для "Formule du Docteur Alfred Curie".- Хотя историки первоначально считали, что доктор Кюри-вымышленный маркетинговый ход, впоследствии его существование было установлено. Несмотря на то, что Альфред Кюри был настоящим человеком и врачом, он не был идентифицирован как имеющий какой-либо исследовательский интерес к радиации или фон в химии. Большинство исследователей приходят к выводу, что он был использован компанией, чтобы ввести потребителей в заблуждение, полагая, что продукт был (так или иначе) одобрен Марией Склодовской Кюри.

Эта мысль явно приходила в голову кому-то из ближайшего окружения Кюри, о чем свидетельствует письмо адвоката Ж. Л. Рикля, хранящееся в архиве Кюри в Национальной библиотеке в Париже. Письмо (у которого, к сожалению, нет имени получателя) является ответом от обеспокоенного подхода к Tho-Radia и просьбой расследовать законность использования их имени для рекламы.

Это был не первый случай, когда семья пыталась защитить себя от неправильного использования имени Кюри. В 1924 году Склодовская Кюри получила письмо от компании Morey Flux Chemical Company в Делавэре, США. Парк, автор и владелец письма, был обеспокоен тем, что к ним обратилась сторона, заинтересованная в создании "тоника для волос Кюри", и хотел проверить, действительно ли у них есть разрешение использовать это имя, как утверждалось. Мари написала ответ, отрицая любое такое разрешение, и даже была вынуждена опровергнуть утверждение, что тоник для волос был сделан в соответствии с ее собственной личной формулой.

Случай с Tho-Radia был более сложным, и Рикль советовал Альфреду, если он действительно носил имя Кюри, иметь право использовать его имя так, как он считал нужным. Однако существует вероятность того, что суд благосклонно отнесется к любому иску, возбужденному семьей, если будет доказано, что это имя используется "таким образом, что оно способно создать предосудительную путаницу в интересах другого лица", или, другими словами, что это нанесет ущерб репутации семьи.

Хотя нет никаких доказательств того, что судебное дело было продолжено, ясно, что семья Кюри была настороже, чтобы их имя не было связано с чем-либо вне их контроля. Мало того, что Кюри были обеспокоены своим наследием, Склодовская Кюри также якобы самоотверженно отрицала риски, связанные с ее работой с радием, и ущерб, который может нанести воздействие радиоактивности. Мари была очень больна, и скрывать это становилось все труднее. Хотя она старалась держать в секрете степень своей болезни, к 1930-м годам она практически ослепла, перенеся операции на глазах в 1923, 1924 и 1930 годах.

Летом 1934 года она тяжело заболела и отправилась в санаторий "Санселлемоз" в Пасси, Франция, где ее поселили под вымышленным именем. Поначалу у нее обнаружили туберкулез, и считалось, что горный воздух пойдет ей на пользу. Однако во время пребывания в санатории ее диагноз был изменен на апластическую анемию. Она умерла 4 июля 1934 года в возрасте 66 лет. Ее последними словами были: "La tête tourne" (голова идет кругом). Через два дня ее похоронили вместе с мужем Пьером на кладбище В со, неподалеку от Парижа.

-4

Смерть Марии Склодовской Кюри способствовала активизации реакции на использование радия. К 1937 году французское правительство ввело значительные ограничения на продажу продуктов, содержащих радиоактивные вещества.

Последствия этого нового законодательства сказались на маркетинговых и производственных процессах бренда Tho-Radia. Хотя у них не было другого выбора, кроме как прекратить использование радиоактивных ингредиентов, печатные свидетельства показывают, что компания не предприняла никакого радикального ребрендинга и продолжила свой коммерческий успех с рекламой в таких журналах, как Marie Claire . Бренд продолжал успешно торговать и регистрировал новые продукты на протяжении 1950-х годов, прежде чем был ликвидирован в 1962 году.

Люси Джейн Сантос-автор книги Half Lives: The Unlikely History of Radium (Icon Books, 2020