Александр Сильченков – уроженец Белой Калитвы, которому выпал уникальный шанс поучаствовать в кругосветной экспедиции парусных судов «Седов», «Паллада» и «Крузенштерн», приуроченной к 75-летию Великой Победы и 200-летию открытия Антарктиды.
И его история достойна большого приключенческого романа.
От мечты к реальности
Александр родился и до 6 лет жил в Белой Калитве, после чего с родителями переехал в Астрахань, где и живет по сей день. Периодически он посещает малую родину, где у него остались родственники – дядя и бабушка. И вот в один из таких отпусков нам и удалось с ним побеседовать. С самого детства Александр восхищался своим дедушкой-моряком, заслушивался его историями и не мог налюбоваться на флотскую форму. Это и повлияло на его выбор дальнейшего жизненного пути. После окончания 9 классов школы он поступил в Волго-Каспийский морской рыбопромышленный колледж на специальность «судоводитель». При поступлении ему сказали, что на третьем курсе у студентов появится возможность поучаствовать в кругосветной экспедиции. Идея захватила его с головой. Возможность эта предлагалась всем учащимся, но попасть в экипаж в итоге довелось только самым лучшим – отличникам спорта и учебы, общественным активистам. Александр приложил все усилия и оказался в их числе.
Первые недели в море
Экспедиция началась 6 ноября 2019 года в порту Светлом Калининградской области, где он вступил матросом на палубу «Седова». Но плавание началось не сразу. До 8 декабря судно стояло в порту, и экипаж занимался общесудовыми работами – окончанием ремонта и наведением порядка. Свободного времени было очень мало. В тихие минуты играли на гитаре, участвовали в культурных мероприятиях. В программе был и киберспорт – прогрессивное веяние среди молодых курсантов.
8 декабря «Седов» отшвартовался от причала. Первой точкой назначения был порт Лас-Пальмас-де-Гран-Канария, Испания, где должна была пройти дозаправка топливом и пополнение припасов. Но планы изменились, и через 24 дня после отплытия пришлось зайти во французский Брест. Там курсантов отпустили на день погулять. Брест Александр вспоминает как город с удивительным историческим фоном – множество памятников, сохранившаяся старинная инфраструктура и огромный Брестский замок, по покоям которого можно было пройтись и насладиться шикарным видом на город и море из его бойниц.
Главные впечатления от первых недель в море – тяжело. «Мы привыкли к цивилизации, интернету, - рассказывает Александр, - но на корабле всего этого нет. Ты постоянно общаешься с одними и теми же людьми, видишь одно и то же окружение. И по началу это очень сложно вынести. А многие еще и страдали морской болезнью из-за хоть и небольшой, но постоянной качки. Но со временем свыкаешься». Работа тоже была не из легких. Подъем в 7 утра, 15 минут на зарядку, завтрак, небольшой отдых, после которого шла малая приборка и общесудовые работы – покраска, зачистка ржавчины, латание парусов и обслуживание такелажа. На штурвале стояли по четырехчасовым вахтам круглые сутки.
Несколько слов о самом судне: четырехмачтовый парусный барк «Седов», длина 170 метров с бушпритом, ширина – 14,6 метров, осадка – 6,7 метров. Необходимый экипаж – около 60 человек и 106 курсантов в начале плавания. Состав в ходе экспедиции немного поредел; кого-то снимали за нарушение дисциплины. Контроль за ее соблюдением был строжайший, парням порой запрещали даже общаться с девушками в портах.
Новый год вдали от дома
Следующей остановкой по пути стал еще один незапланированный порт – Виго в Испании. По пути судно подбирало туристов, заплативших за участие огромные деньги. Одним из них был 70-летний пенсионер из Германии – Манфред, который, несмотря на возраст, решился аж на целый год под парусом.
31 декабря, под самый Новый год, экспедиция наконец прибыла в Лас-Пальмас. Праздновали там же, в Испании. Для экипажей организовали большой праздничный концерт, дискотеку до часу ночи, где у парней-курсантов появилась одна из редких возможностей пообщаться с девушками. «Испанки очень крепкие, мужественные, темпераментные, во многом даже превосходят своих парней», - вспоминает Александр. В Лас-Пальмасе простояли до 5 января. За это время экипажу давали много увольнительных, чтобы молодые ребята сполна насладились другой страной; у многих эта возможность была первой.
Третий мир
Затем начался затяжной переход Атлантического океана до Уругвая. По пересечении экватора экипажи судов устроили для курсантов традиционный праздник – День Нептуна, в ходе которого посвящали парней в моряки: выдавали грамоты, ставили печати на теле, делились морскими премудростями – все по канонам.
Переход занял ровно месяц. По его истечении, рано утром, матросы уже начали замечать первые признаки приближающегося берега – много судов на якорях, птицы в небе. Парни, истосковавшиеся по земле и уставшие от постоянной изнурительной работы, безумно обрадовались. Но Уругвай оказался не самым гостеприимным местом. Первое впечатление – невероятно дорогой интернет, 800 рублей за мегабайт. Хватало лишь отправить близким пару сообщений. Да и сама страна оказалась очень бедной. «Очень много кто там пытается выжить торговлей. – вспоминает Александр. – Расстилают старые ковры прямо посреди улиц, куда выкладывают все, что могли найти дома ненужного: дырявую обувь, использованные ручки, и стараются все это продать за гроши».
Гонка в шторм
В Уругвае провели неделю, дозаправились и двинулись в Кейптаун, Африка. Именно тогда началась регата между «Седовым», «Палладой» и «Крузенштерном». Суда встретились в точке возле Бермудского треугольника, откуда и стартовала гонка. И в самом же начале попали в сильный шторм. Но капитанов это не испугало. Пошли смело, под полными парусами, несмотря на все очевидные опасности. Судно могло в любой момент перевернуть, сломать мачты и порвать оснастку. Как раз тогда Александру выдалась вахта на руле. «Управлять судном в такие моменты невероятно сложно. – рассказывает он. – Из-за огромных волн штурвал иногда нужно было поворачивать аж вчетвером. Судно кренилось на 30 градусов в обе стороны, а оконечности нижней реи, высота которых – 17 метров, доставали до воды. Приходилось пристегиваться к заграждениям, чтобы ненароком не смыло волной в океан». Один раз прямо в палубу «Седова» ударила молния. Невероятное везение, что ничего не загорелось. Для молодых курсантов это стало настоящим морским крещением. К счастью, никто не пострадал.
С самого начала регаты «Крузенштерн» вышел на первое место и затерялся где-то впереди, поэтому соревнование шло в основном между «Седовым» и «Палладой». «Седов» вырвался вперед и так и закрепился на втором месте. Так прошло два дня. Но затем гонку пришлось закончить досрочно. Ветер усиливался, и капитаны, посоветовавшись, решили прекратить соревнование, чтобы не повредить суда.
Сорванные планы
В Кейптаун пришли через месяц. Порт оказался невероятно красивым, будто сошедшим со страниц романов Рафаэля Сабатини и Роберта Льюиса Стивенсона: бревенчатые дороги, уютные деревянные дворики и архитектура, пальмы и солнце. Но насладиться им сполна не вышло. Уже тогда по миру начиналась пандемия коронавируса, и экипажам пришлось проходить длительные проверки и получать разрешения, чтобы ненадолго спуститься на берег в перчатках и масках.
Дальнейшая экспедиция подразумевала еще несколько остановок: Мадагаскар, Сингапур, Индия, Вьетнам, Япония и т. п. Но пандемия смешала все карты. От Кейптауна и до самого дома экипаж больше так и не спускался на берег, ограничиваясь дистанционными дозаправками и пополнением припасов. Это было невероятно тяжело психологически, у многих парней начинали сдавать нервы. Но пришлось подстраиваться под новые условия. Зато по пути довелось издалека увидеть извержение вулкана – ярчайшие всполохи на ночном горизонте.
Дома
3 июня, заглянув по пути в Тихий океан, суда пришли во Владивосток. Экспедицию встречали скромно, под марш «Прощание славянки». Массовые мероприятия были под запретом. «Как только мы зашли в порт, почувствовался родной российский запах местной цивилизации. - делится впечатлениями Александр. – После чистейшего морского воздуха его, конечно, тяжеловато воспринимать. Но сразу понятно, что мы дома». На землю сошли после всех необходимых проверок, после чего отправились по домам.
По итогам экспедиции Александр получил медаль за участие в культурных мероприятиях и удостоверение полноправного матроса. Да и само это многомесячное плавание стало для него невероятным жизненным уроком. Он стал намного серьезнее, внимательнее и дисциплинированнее, а родственники говорят, что его физическая форма значительно изменилась к лучшему (рукопожатие у парня, надо заметить, крепчайшее). Познакомился со множеством интересных людей по всему миру, с которыми продолжает общаться. Родственники невероятно гордятся Александром, а сам он планирует дальнейшую жизнь посвятить флоту: в мае следующего года его ждет еще одна практика – восьмимесячный поход на другом судне.
Ну и какие потрясающие впечатления на всю оставшуюся жизнь! О таком не стыдно будет рассказать детям и внукам.
Денис Алентьев,
8 (86383) 2-64-33,
e-mail: info@perekrestokinfo.ru
Фото А. Сильченкова
На фото: Александр Сильченков с другом и соратником Дмитрием Джумагазиевым на фоне «Паллады»