После принятия в 2018 году поправок, включивших в перечень возможных объектов концессионного соглашения и соглашения о ГЧП объекты ИТ, одним из наиболее обсуждаемых вопросов стала возможность использования данных государственных информационных систем (ГИС) для осуществления коммерческой деятельности частным партнером или концессионером. Руководитель Центра развития инвестиций и ГЧП в цифровой экономике НИИ «Восход» Надежда Кострюкова рассказала о российском и международном опыте монетизации государственных данных.
Сегодня бизнес довольно активно проявляет инициативу и выражает готовность вкладывать долгосрочные инвестиции в создание и развитие государственных информационных систем при наличии понятных инвестору правовых инструментов окупаемости этих средств. Многим компаниям интересны проекты в сфере информационных технологий, где доходность проекта строится не только на платежах от государства, но и на поступлениях от предоставления коммерческих сервисов. Обычно такие сервисы формируются вокруг данных, которые создаются и накапливаются в ГИС. Сейчас на рынке обсуждается ряд подобных проектов. В то же время в российском законодательстве не урегулирован порядок использования данных из ГИС частными инвесторами (концессионерами или частными партнерами) в случаях, когда эти компании являются операторами государственных систем.
Возможности для монетизации данных в мире
При этом в мировой практике последовательно реализуется стратегия по развитию инструментов и нормативной правовой базы для последующего использования данных из ГИС и создания на их основе платных сервисов.
Например, в Директиве Европейского парламента и Совета об открытых данных и последующем использовании информации публичного сектора (№ 2019/1024 от 20.06.2019), основной акцент сделан на возможность открытия данных публичного сектора и формирования бизнес-моделей с их использованием. Директива является определяющим документом в сфере экономики публичных данных всего Евросоюза (ЕС) и уточняет, как компании могут получить экономическое преимущество от использования данных в рамках частно-публичного партнерства. Платное предоставление информации из государственных баз данных осуществляется на основании лицензий публичного органа со стандартизированными условиями. В отдельных случаях могут быть предоставлены исключительные лицензии.
Одним из первых примеров монетизации данных из ГИС является сингапурский ГЧП-проект RCB Singapore (Registry of Companies and Business Singapore - учреждение, которое осуществляет регистрационные действия компаний). Реализованный еще в начале 2000-х годов проект предусматривает передачу частному партнеру базы данных, регулярно актуализируемую RCB. Частная сторона берет на себя обязательство модифицировать эти данные и продавать заинтересованным пользователям в составе запросов и отчетов, а государство получает комиссию за каждый проданный отчет. Сейчас ежегодно продается около 700 тысяч отчетов.
Кроме того, ЕС разработана стратегия монетизации данных («A European Strategy on the Data Value Chain»), предусматривающая создание ряда решений и платформ для работы с «большими данными», которые будут способствовать коммерциализации сервисов, основанных на этих решениях. Также принята программа «Horizon 2020», которая описывает мероприятия по достижению ЕС лидерства в ИКТ, где одним из направлений является развитие работы с данными и стимулирование инноваций.
Евросоюз поставил цель – к 2027 году получить €829 млрд от оборота данных, создать более 10 млн. рабочих мест для работы с данными для активного развития малого и среднего бизнеса, а также увеличить оборот данных для повышения доверия к их качеству. Одним из инструментов, который поможет достичь таких результатов, является ГЧП. Начиная с 2014 года, в государствах-членах ЕС ведется работа по отбору, поддержке, развитию, внедрению и тестированию инициатив в ИТ. Проекты по работе с данными охватывают практически все сферы.
На сегодняшний день отобрано более 30 проектов из всех сфер, которые находятся на различных стадиях разработки в странах ЕС, и в некоторые из них уже вложены десятки миллионов евро частных инвестиций. Для работы над проектами сформированы рабочие группы и консорциумы, в состав которых входят как крупные технологические компании, так и научное сообщество. На поддержку этих проектов Евросоюз выделяет €500 млн. Предполагается, что доля внебюджетного финансирования составит 80%, что доведет объем вложений до €2,5 млрд.
Развитие правового регулирования в России
21 апреля 2020 Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект № 946012-7 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части создания или модернизации государственной информационной системы). Разработанный документ устанавливает особенности создания, эксплуатации, модернизации ГИС на основе концессионного соглашения или соглашения о ГЧП, предусматривая, что в этих соглашениях должен быть определен обладатель информации из ГИС.
Несомненно, данная инициатива очень своевременна, актуальна и необходима для развития практики применения механизмов ГЧП и концессии в сфере информационных технологий. Вместе с тем, законопроект обходит стороной проблемные вопросы режима оборота данных, концентрируясь только на фигуре обладателя информации, которая не является решающей в ГЧП-проектах и, по сути, представляет собой титул, существенно ограниченный в своих возможностях законодательством и условиями соглашения.
Тем не менее, законопроект положил начало для формирования в российском законодательстве подхода к регулированию монетизации данных, содержащихся в ГИС, создание которых осуществляется на основании концессионных соглашений или соглашений о ГЧП. Определение на законодательном уровне режима оборота данных может существенно ускорить привлечение внебюджетных инвестиций в проекты по развитию цифровой экономики в России, включая проекты, потенциал инвестиционной привлекательности которых уже подтвержден успешной реализацией в зарубежной практике.
Больше новостей, аналитики и экспертных мнений о рынке ГЧП и инфраструктуры в нашем телеграм-канале!