Найти в Дзене
Utair

Ключ к восстановлению полетов — стандарт безопасности

Оглавление

Интервью с Игорем Дубиным, руководителем отдела обслуживания в аэропорту департамента пассажирского опыта Utair.

Игорь Дубин
Возраст: 30 лет
В авиации:  9 лет
В Utair: с 2017 
Хобби: история и документальное кино, банджи джампинг (легальные прыжки с высотных объектов)
Любимый самолет в парке Utair: Boeing 737

Игорь, после начала пандемии коронавируса пассажирские перевозки находятся под ударом. Число внутренних рейсов сократилось, международные перевозки закрыты. Что вообще происходит?

Действительно, авиакомпании сейчас под ударом. В истории гражданской авиации не было примеров подобного кризиса. Иногда отдельные авиакомпании останавливали полеты, после теракта 11 сентября были принудительно приземленны все авиалайнеры в США. Но такого, чтобы вся авиация во всем мире практически остановилось — не бывало. И это стало большим вызовом для всех нас.

Через несколько недель небо начнет «открываться». Российские и зарубежные авиакомпании предсказывают возобновление значительного числа рейсов уже к концу лета 2020 года (хотя полное восстановление, скорее всего, случится лишь в следующем году). Но фундаментальная проблема — это доверие пассажиров.

А что случилось с доверием?

Люди боятся заразиться коронавирусом и стараются избегать любых ситуаций, в которых это может случиться. Вот возьмем для примера Европу, где уже открываются кафе и рестораны. Все безопасно, можно ходить! Но по опросам общественного мнения до 40% европейцев предпочитают не посещать кафе и рестораны в ближайшее время.

С авиацией — похожая история. Многие люди боятся летать. Одни боятся заразиться на борту. Другие не хотят по прилету оказаться в обсерваторе. Нам предстоит большая работа по восстановлению этого доверия.

Ключ к возобновлению полетов и восстановлению доверия — это единый и понятный для всех стандарт биобезопасности.

А что за стандарт? Речь про маски?

Нет, маски — это только часть стандарта. И скорее всего, ближайшие несколько месяцев нам всем придется летать в масках.

Речь идет про большой комплекс мер, который охватывает все, что связано с перелетом. И начинается он еще до того как пассажир вышел из дома.

Нужно ли иметь справку об отсутствии вируса или наличии антител? Как и когда измерять температуру: в аэропорту и на борту? Как организовать рассадку пассажиров? Как обеспечить социальное дистанцирование в очереди на посадку, в автобусе? Одним словом, есть много вопросов, как все организовать правильно.

А какими вообще будут эти стандарты биобезопасности? Как мы вообще их выработаем?

Мы в Utair провели большую аналитическую работу — изучили меры по борьбе с коронавирусом, которые сейчас применяют во всех авиакомпаниях мира. Эти меры постоянно дополняются, но выводы сделать можно.

Хорошим источником стандартов становится для нас Китай, который первым столкнулся с ограничениями в перевозках и уже выработал решения.

В Китае обязательно проводят термометрию пассажиров: бесконтактно измеряют температуру тела, причем несколько раз. Если температура повышенная — пассажира снимают с рейса и обследуют дополнительно. Более того, если на камерах наблюдения будет замечено, что пассажир принимает жаропонижающие таблетки — его тоже не допустят на рейс. Ну, и конечно, повсеместные маски и социальное дистанцирование.

-2

Салон самолетов китайских авиакомпаний условно делится на 3 зоны: «чистую», а также небольшие — «буферную» и «карантинную». То есть авиакомпании продумали даже то, как обеспечить безопасность на борту в случае потенциального заражения в полете.

В любом случае Utair выступает за обширную отраслевую дискуссию и анализ лучших международных практик — чем скорее, тем лучше.

Сейчас много говорят про фильтры на борту. Их тоже будут устанавливать?

Воздух на борту тщательно тестируется. В самолетах Utair установлены специальные HEPA-фильтры, которые задерживают микрочастицы. Вирус, конечно, отфильтровать нельзя, но значительно снизить его распространение — можно (потому что он задерживается на частицах пыли и микрокаплях). Во-многом поэтому полет на самолете значительно безопаснее похода в кафе или массового мероприятия. За все «коронавирусное время» было зарегистрировано всего несколько случаев заражения во время полета.

В самолетах Utair мы будем чаще менять фильтры, чтобы снизить риск заражения. Система вентиляции направляет поток воздуха от потолка к полу, минимизируя циркуляцию воздуха. Это минимизирует распространение загрязняющих веществ по салону, обеспечивая выход воздушного потока из салона близко к месту его поступления. И скорее всего, индивидуальная вентиляция на борту будет включена все время — есть исследования о том, что она работает как «воздушный буфер», защищая от пассажиров вокруг.

Хорошо, а что насчет шахматной рассадки на борту? Говорят, это тоже станет стандартом. Но что тогда случится со стоимость билетов?

В Utair уже сейчас внедряем систему автоматической безопасной рассадки на борту. Система стимулирует выбирать места у окна и возле прохода — они стоят дешевле, чем места в середине ряда. Мы будем использовать такую рассадку, пока это позволяет загрузка лайнера. В любом случае принцип рассадки — это лишь элемент из целого комплекса подготовленных мер и условий, которые делают перелет безопасным.

-3

А что еще ожидается?

Стандарт биобезопасности будет начинаться еще дома у пассажира. Например, будем присылать пассажиру тест, чтобы он сделал его на дому перед вылетом и убедился, что не заражен.

Уже сейчас на вылете в Грозный мы совместно с представителями республики проверяем у пассажиров справки об отсутствии вируса — таково требование правительства Республики. Возможно, эта мера также будет расширяться.

Очевидно, что в ближайшие годы понятные и четкие меры биобезопасности пассажиров — это конкурентное преимущество авиакомпании. Мы сделаем все, чтобы перелет был безопасным, и пассажиры это оценят.