В жизни часто случается так, что обычные люди, попадая в жернова политических событий, сами того не желая, становятся их жертвами. Так произошло и с Элеонорой Батлер, ставшей женой 15-го графа Десмонда. Попав в бурный водоворот исторических событий, она поневоле вошла в историю как ирландская героиня, о которой, впрочем, вскоре забыли.
Здравствуйте, друзья!
Эта история относится к эпохе правления английской королевы Елизаветы I, и большей частью происходит в Ирландии. В то время там проживало две весьма богатых и уважаемых семьи: Фицджеральды, графы Десмонд и Батлеры, графы Ормонд. Обе семьи имели большие владения, но постоянно враждовали из-за спорных земель. Эта вражда продолжалась многие годы, поколения сменялись, а вражда только разрасталась.
Непримиримая вражда
В 1558 году после смерти своего отца Джеральд Фицджеральд унаследовал титул 15-го графа Десмонда. Он был посвящен в рыцари и принес присягу английской короне. В это время вражда между семьями немного притихла - Джеральд женился на вдове Джеймса Батлера, 9-го графа Ормонда Джоан. Но, перемирие длилось недолго и притязания на земли Десмондов не прекратились. Десмонда вызвали на королевский суд, куда граф не явился. В 1562 году Джеральд вместе со своим братом Джоном отправился в Лондон, где был арестован и заключен в Тауэр. Заключение длилось два года, после чего оба брата были освобождены, вернулись в Ирландию, и ... продолжили войну с Ормондами.
Я не буду описывать военные действия, в них было много убитых, перевес был то на одной, то на другой стороне, и в конце-концов Джеральд попал в плен к Томасу Батлеру. Видимо Елизавете очень надоели два "драчуна", и она вызвала обоих "на ковер". Все закончилось для Фицджеральдов плачевно: братьев опять арестовали, а их владения были конфискованы в пользу короны. Причем, Томаса Батлера королева помиловала.
В Ирландию прибыл королевский наместник, а враг Десмонда - Томас Батлер собрал новые силы для борьбы. Джеральд вместе со своими союзниками поднял восстание. Вскоре вслед за первым восстанием вспыхнуло второе. В 1579 году восставшие устроили атаки на города Йол и Кинсейл, выгнав из графства англичан и их союзников.
К этому времени Джеральд был женат во второй раз. Его женой стала Элеонора Батлер, дочь Эдмонда Батлера, 1-го барона Дайнбойна. У Джерарда и Элеоноры было семеро детей: сын Джеймс Фицджеральд, ставший 1-м графом Десмонд, и дочери Кэтрин, Джейн, Эллен, Элизабет, Маргарет и Эллис.
В 1579 году королева Елизавета, устав терпеть междоусобные распри, объявила Десмонда предателем, а за его голову, земли и многочисленные замки была назначена награда.
Для Десмонда все закончилось очень плохо. Летом 1580 года английские войска при поддержке графа Ормонда опустошили земли графа Десмонда и его союзников. С 1581 по 1583 год граф и его приверженцы скрывались в горах графства Керри. В течение трех лет против Десмонда велась жестокая военная кампания военачальниками королевы, которым помогал ее ирландский кузен - Граф Ормонд, по иронии судьбы, пасынок Десмонда и его злейший враг за власть в Ирландии. Покинутый своими ирландскими союзниками, больной водянкой и дизентерией, слишком слабый, чтобы даже сесть на лошадь, Десмонд был загнан, как дикий зверь.
Его предал глава клана Морис О'Мориарти, который за свое предательство получил 1000 фунтов серебром и жалование в 20 фунтов. Предатель убил графа, а его голову отправил королеве Елизавете. У графа Десмонда отняли все, даже жизнь, но у него осталась преданная жена - Элеонора, которую ждало страшное будущее.
Графиня Десмонд
Элеонора, дочь Эдмунда Батлера, барона Данбойна из замка Килтинан, графства Типперери, была образованной для своего времени, умной и смелой женщиной. Она была прекрасной женой сюзерена и матерью семейства. Но вместо светлого будущего с любимым мужем, Элеонора попала в водоворот ожесточенной семейной вражды, международных политических интриг, религиозной войны, вынужденного восстания мужа и, в конце-концов социального и политического упадка, нищеты и забвения.
Еще вначале гонений на графа со стороны королевы, Элеонора всячески пыталась помочь мужу. Она хорошо владела информацией о деятельности алчных королевских чиновников в Ирландии, хищных английских военных генералов, а также властолюбивых соперников из собственной семьи ее мужа - все они надеялись извлечь выгоду из его падения. Пытаясь договориться с Елизаветой и ее администрацией, Элеонора писала письма, в которых описывала все, что происходило в Ирландии, просила у королевы помощи и защиты. Но не получила ничего, кроме заточения в Дублинском замке, а затем в Лондонском Тауэре.
После Тауэра Элеонору изгнали в трущобы Саутуорка, а ее единственного сына оставили заложником в Тауэре. Несчастная женщина решила, что теперь ее миссия - это спасение дома Десмонда, ее детей и ее самой от окончательного уничтожения.
Да, Элеоноре пришлось пережить многое. В течение трех лет она вместе с мужем находилась в бегах, живя на острие ножа в заброшенных или наспех построенных убежищах в лесах и в горах. Она отчаянно пыталась сохранить жизнь своему мужу, надеясь, что колеблющаяся королева отзовет своих "боевых псов" или придет помощь от непостоянного союзника Десмонда короля Испании Филиппа II. Но, ничего этого не произошло. Не помогли и письма, отправленные королеве.
Когда зимой 1583 года ее мужа бесстыдно обезглавили в уединенной пещере близ Трали, графство Керри, а его голову, заспиртованную в бочке с вином, отправили в Лондон, где она оказалась подвешенной на пике у входа в Лондонский Тауэр, Элеонора отправилась спасать из разрушенного поместья то, что могла. Это нужно было в первую очередь ее детям. Покинутая, как "жена предателя" своей семьей и друзьями, политическая и социальная изгнанница, Элеонора вынуждена была выпрашивать кусок хлеба на улицах Дублина. Заложив все, что у нее оставалось, она отнесла прошение в Макиавеллианский Тюдоровский суд в Лондоне.
В конце-концов ее настойчивость и мужество принесли свои плоды. Она завоевала уважение и получила помощь от королевы Елизаветы. Любовь и защиту женщина получила и от своего второго мужа - Донаха О'Коннора Слайго, управлявшего графством Слайго.
Но, вплоть до своей смерти в 1638 году, Элеонора продолжала бороться. Теперь она уже защищала своего второго мужа от множества ложных заявлений, поступавших в канцелярии судов Дублина и Лондона от новых стервятников-чужаков, посягавших на незащищенные земли Слайго.
Невоспетая героиня
Вся жизнь Элеоноры графини Десмонд стала свидетельством борьбы исключительно мужественной, энергичной, стойкой женщины, которая отказалась оставить надежду в период страшных потрясений и разрушений в Ирландии и боролась до конца. О ней известно очень мало, и даже в народном фольклоре об Элеоноре не вспоминается.
Ее могила стоит в тихих развалинах аббатства Слайго как единственный памятник этой невоспетой героине Тюдоровских войн в Ирландии. Однако, в архивах Ирландии и Англии сохранились письма Элеоноры к Королеве Елизавете, сэру Генри Сидни, сэру Уильяму Сесилу, сэру Джону Перро, королю Якову I. Они живое свидетельство борьбы этой необычной женщины, которой редко улыбалась удача, и которую не баловала судьба.
Единственный сын Элеоноры Джеймс пробыл в заключении в Тауэре до самой своей смерти в 1601 году. Есть предположения, что он умер от яда. Элеоноре иногда разрешалось навещать его во время поездок в Лондон.
Третья дочь Элеоноры - леди Кэтрин Фицджеральд вышла замуж за своего двоюродного брата Мориса Роша, виконта Фермоя. По линии Фермоя потомки Элеоноры включают покойную принцессу Диану и ее сыновей Уильяма и Гарри.
Вот такая печальная история.
Недавно написала еще об одной женщине, тоже мстившей за гибель мужа, Жанне де Клиссон. Если будет интересно, почитайте: Неукротимая пиратка Жанна де Клиссон - львица Бретани.
Такие разные женщины. Трагедия у них одна - казнь мужа, а последствия разные. Одна стала убийцей, другая - мученицей.
Фотографии и материалы взяты из открытых источников.