Для многих словосочетание «актуальное исламское искусство» может показаться оксюмороном, однако это не так. Оказывается религиозная традиция и контемпорари могут отлично уживаться и давать потрясающие плоды. Лондонский музей Виктории и Альберта учредил премию Jameel Prize для современных художников и дизайнеров, вдохновленных мусульманскими традициями, она собирает сотни авторов со всего мира. В этом году организаторы проводят шестую серию конкурса, результаты станут известны в 2021 году. Мы же продолжим рассказ о работах лауреатов прошлых лет. В прошлый мы изучали ковер из специй, а теперь в центре нашего внимания снова ковер, но совсем другой.
Один из самых древних предметов визуальной культуры Востока – ковер - стал главным объектом творчества азербайджанского художника Фаига Ахмеда.
Издревле ковер использовался не только как удобный и красивый предмет интерьера, но и как кладовая многовековой культурной информации. Орнаменты изображенные на ковре это древние символы, рассказывающие определенную историю. Поскольку сейчас смысл этих сюжетов нередко утерян и забыт, это дает почву для самых широких экспериментов. Притом, что ковер не просто древний вид народно-прикладного творчества, но и самый консервативный, казалось бы не допускающий радикальных инноваций объект.
Художник смело подвергает ковер деконструкции, переиначивая и переформатируя его визуальную основу, демонстрируя новые оптические эффекты, исходящие из технических приемов современного искусства. Новое время, свежие взгляды, смешиваясь с древней культурой, переносят привычные вещи на новый уровень.
Фаиг Ахмед создал в своих работах гармонию традиционной и современной технологий изготовления ковра. Сам же автор признается, что любит «экспериментировать со своими чувствами и эмоциями и наблюдать, что чувствуют люди по отношению к объектам моего творчества».
– Больше всего – меня интересуют давние традиции, древние культуры и общепринятые каноны, стереотипы, которые я пытаюсь сломать. Полем творческой деятельности для меня является ковёр, как это один из самых привычных предметов, которые мы видим с ранних лет. Для меня как обычного человека ковёр символизирует традицию и комфорт, но для меня как художника всё обстоит иначе, – говорит Фаиг Ахмед. – При изготовлении ковров я, конечно, добавляю новые трёхмерные узоры, но мне неинтересно слияние прошлого и настоящего, меня привлекает именно прошлое, так как оно является наиболее устойчивым представлением о наших жизнях. Я делаю эскизы при помощи компьютера и только после этого переношу их на традиционные материалы. Используя современные пиксели на старинных коврах, мы как будто слышим голоса ушедших столетий.
Каждый ковер в коллекции Фаига Ахмеда соткан вручную по традиционной технологии. «Мастера ковроткачества должны свежим взглядом посмотреть в глаза настоящему, – говорит художник, – адаптировать древние традиции для настоящего сегодня».
Необычные ковры по достоинству оценили знатоки современного творчества – Фаид регулярно принимает участие на выставках в Европе и на Востоке.