На острие иглы
Впервые я увидел и послушал этот усилитель в конце 90-х в одном из залов известного всей музыкальной Москве магазина «Пурпурный Легион». Stingray (в переводе – «Скат»), подключенный к колонкам Alon, звучал так живо и достоверно, что послевкусие от знакомства с ним ощущалось много недель спустя.
На днях в моем распоряжении оказался точно такой же Stingray (а, может быть, и тот же самый), хромированный, с золотой «мордой», удивительно изящный. Я подключил его и с удовлетворением обнаружил, что впечатление 20-летней давности меня не обмануло. Как и тогда усилитель выдал звук, к которому невозможно придраться.
Stingray – первый в истории аудиотехники усилитель высшего уровня, разработанный и запущенный в серию женщиной. Очевидно именно поэтому «Скат» получился таким красивым и неординарным с точки зрения дизайна, хотя Ивэнн Мэнли, генеральный директор компании и автор проекта, занималась преимущественно схемотехникой.
Большинство аудиофилов считают интегральные усилители второразрядной техникой. В чем-то они правы, но в чем-то и ошибаются. Одно из преимуществ Manley Stingray, как и любого интегрального усилителя состоит в том, что предварительные каскады в нем оптимально согласуются с усилителем мощности, при этом исключаются межблочные кабели, значит, сигнальный тракт оказывается укороченным до возможного минимума.
Еще один плюс Stingray в том, что регулировки громкости и баланса здесь выполнены по принципу пассивного аттенюатора, что практически исключает нелинейность характеристики в этом узле.
Входной каскад построен на двойном триоде 12AT7, в каскаде «раскачки» также используется двойной триод, на выходе стоят традиционные для данного класса аппаратуры пентоды EL84, две пары на канал, работающие в двухтактном режиме.
Усилитель рассчитан на нагрузку 5 Ом, значит, оптимальной для него будет акустика с номинальным импедансом от 6 до 8 Ом.
Здесь имеет смысл остановиться на лампах выходного каскада. EL84 – пентод с богатой музыкальной историей. Дело в том, что именно на этих лампах были построены гитарные усилители Vox конца 50-х, которые использовали, наверное, все британские группы, начиная с Beatles и заканчивая Kinks. Благодаря своей надежности и «звучности» лампы EL84 превратили усилители Vox в отраслевой стандарт.
Но вернемся к технике Hi-End. Многие авторитетные зарубежные издания неоднократно утверждали, что применяемые в стереосистемах усилители на EL84 отличаются несколько размытым в середине диапазона «сладковатым» звучанием и неубедительными басами. Они сетовали, что все подобные устройства годятся, разве что, для воспроизведения джазовых биг-бендов, общеупотребительных эстрадных исполнителей типа Фрэнка Синатры или Тони Беннетта, оперы, или не самой драматической симфонической музыки. Stingray разом опровергает все эти утверждения. Усилитель поразительно легко справляется с любой фонограммой – от тяжелого рока в исполнении AC/DC до инструментальных квинтетов Вольфганга Амадея Моцарта. Достаточно подобрать хорошо согласующуюся с ним акустику, как вы получаете плотный бас, яркую, но не чрезмерно, середину и исключительно прозрачные верха.
При грамотно расстановленной акустике в подготовленном помещении Stingray обеспечивает великолепную трехмерную панораму и отменную детализацию.
Через несколько лет после дебюта Stingray компания выпустила модернизированную модель Stingray II в двух вариантах, один из которых оснащен дистанционным управлением от «Айфона». Обновленные «Скаты» стали несколько крупнее, фундаментальнее, потеряли в выходной мощности, но ничего не приобрели в качестве звука.
Лично мне больше по душе первая модификация, получившая в конце 90-х титул «Усилитель года».
Технические характеристики Manley Stingray.
Выходная мощность: 2х50 Ватт
Гармонические искажения на частоте 1 кГц: 1,5%
Частотный диапазон: 15—40 000 Гц (-1dB)
Коэффициент усиления: 37 дБ
Чувствительность на входе: 185 мВ
Отношение сигнал/шум в диапазоне 20—20 000 Гц: 87дБ
Входной импеданс: 50 кОм
Сопротивление нагрузки: 5 Ом
Максимальная потребляемая мощность: 370 Ватт