Предупреждение: представленный ниже текст полон спойлеров, рассказывающих о многих важных событиях трилогии игр. Настоятельно рекомендую ознакомится с игрой (либо с этим материалом) самостоятельно, прежде чем начинать читать. Возможно наличие боди-хоррора.
Вы были предупреждены!
Как и обещал ранее, описание и разбор всего сюжета трёх эпизодов игры "Hello Charlotte". Прежде всего оговорюсь, что разбор выполнен с моей личной и субъективной точки зрения, а потому не исключены фактические ошибки и неточности. Если вам есть что добавить или поправить, милости прошу в комментарии.
Кратко о важных деталях. Исходом первого эпизода становится спасение из телевизионного мира Шарлоттой божественной сущности – Оракула. С тех пор, Оракул всё время жил внутри девочки, но лишь к событиям второго эпизода он пробудился. Из-за этого "розовые очки", что всё это время были надеты на Шарлотте, стали спадать, оголяя перед ней всю жестокость и порочность мира вокруг неё. Оракул готов помочь девочке, исполнив одно её желание. В зависимости от выбора в конце второго эпизода, это приводит к одной из трёх концовок. О них ниже.
А пока, начнём с конца. Потому что с него, на самом деле, всё началось.
Примечание: В играх намеренно для написания фамилии Шарлотты используются 3 разные фамилии. Если по началу это кажется багом и ошибкой перевода, то в конце всё встаёт на свои места. Так, Шарлотта в эпизодах 1 и 2 – Вайлтшайр; в начале эпизода 3 – Уилтшир; в конце эпизода 3 – Вильтшир. При этом во всех трёх вариантах на английском фамилия пишется как Wiltshire.
Эпизод 3: Конец детства
Впервые начав играть в заключительный эпизод, игрок испытывает самый натуральный шок от происходящего. Милая и отзывчивая Шарлотта Вайлтшайр, с которой мы прошли огонь, воду и телевезионный мир, внезапно предстаёт перед нами в другом свете. И не только она. Добродушный дворецкий Айден, занимающийся платьями для героини внезапно оказывается монстром, сидящем в своей комнате и делающим куклы из человеческих тел. Любезный доктор Хаксли, вместе со своей командой, не проявляет никакого интереса к персоне Шарлотты и сидят в пыльной лаборатории, проводя эксперименты над биомассами. Даже двери не пускают её, потому что доступ закрыт "особенно ей".
Вскоре выясняется главная причина, по которой всё так резко изменилось со второго эпизода. Шарлотта теперь не та милая и добрая девочка. Она монстр, не придающий ничьим интересам даже толики важности. Мир вокруг неё изменился вместе с её восприятием. Одноклассники сидят на наркотике под названием "Связин", а сама Шарлотта Уилтшир основала "Белое общество", борющееся за "чистоту человечества" самыми радикальными мерами.
Думаю, объяснять на какое явление, переросшее в событие мировой истории, ссылается вся эта ситуация, нет смысла. Причина, по которой Шарлотта всё это делает раскрывается лишь ближе к концу. Она осознала фальшивость этого мира. Его бессмысленность, его пустоту, его злобу. Более того, она осознала и то, что каким бы образом её жизнь в этом мире не прекращалась, мир вновь воссоздавал тело в её комнате. Таким образом, Шарлотта лишь развлекала себя, пытаясь привести сам мир к "идеалу", в котором бы её больному рассудку хотелось жить, раз уж это всё равно не кончится. Но внезапно, на сцену выходит Скарлетт Эйлер.
Игрок был знаком с персонажем Скарлетт до этого, пусть и не очень долго. В начале второго эпизода она спрыгивает с крыши, что приводит к летальному исходу. Шарлотта из второго эпизода была шокирована её смертью, пусть они и не были никогда друзьями.
Но теперь Скарлетт жива и преследует Шарлотту по всей школе, упрекая её в том, что она и так знает. В один из таких дней, она срывает "Час казни", вонзив в тело Шарлотты нож, в надежде избавится от неё. После этого, игроку и представляют обрывки истории Истинного мира.
Игрок получает управление над Чарльзом Эйлером, с кем мы уже были, в некоторой степени знакомы. Чарльз – обычный школьник, чья история жизни крайне печальна. Его отец ушёл из семьи мёртв, а мать больна физически и психически. Психологическая часть её болезни заключается в том, что она принимает своего сына за дочь Скарлетт. Есть одно но. Скарлетт Эйлер умерла при рождении. С недавних пор, она преследует своего брата Чарльза в форме тульпы, напоминая ему о необходимости хорошо учиться, чтобы стать врачом, следуя за мечтой. Вместо этого же, Чарльз всячески увиливает от своих обязательств. Основная его страсть на данный момент – написание фанфиков. Главная героиня его истории – добрая и отзывчивая девушка Шарлотта Вайлтшайр.
Единственным школьным другом Чарльза была Анри Уорхолл, что также стала прототипом героини для его истории. Помимо неё, у Чарльза был друг по переписке, известный как "Си". Чарльз никогда не видел его в живую, но пропитался глубокой симпатией, из-за его убеждений. Си ненавидел реальный мир и верил, что после смерти человек возрождается в новом, составленным таким образом, каким его задумает сам человек.
Си предлагает Чарльзу встретится, как единственному человеку, что верит его убеждениям. Они встречаются на крыше здания. Выясняется, что настоящее имя Си – Винсент Вордсворт (Wordsworth (англ.) – буквально, "стоящие чего-то слова"). Винсент вновь рассказывает Чарльзу свою теорию, после чего прыгает с крыши. Чарльзу почти прыгает за ним, но вовремя возвращается в сознание.
Вскоре, Анри вынуждена уехать с родителями из города. Чарльз предлагает ей сбежать, после чего они снимают отель. Оказавшись внутри, Чарльз достаёт пачку таблеток и Анри понимает что он имел в виду под "побегом". Она предпринимает попытки его переубедить, чего хватает ещё на два года.
Анри уезжает, а болезнь всё же победила мать, после чего единственным "другом" Чарльза остаётся тульпа его мёртворождённой сестры, убеждающая его хорошо учиться. В 18 лет он осознаёт, что больше не может это терпеть. Чарльз отправляется на водоём и тонет, вместе с призраком своей сестры.
Все эти воспоминания вдолбила в голову Шарлотты Скарлетт Эйлер. Здесь она и понимает истинную природу этого мира. Всё это – плод больного воображения мёртвого Чарльза Эйлера. Шарлотта в этом мире и таймлайне далеко не одна, их несколько. Каждая в своё "Доме", на своём этаже. И только эта Шарлотта, за которую мы играли весь эпизод 3 до этого – дефектная, единственная, кто увидела истинную сущность этого мира и отказалась следовать заданной модели поведения милой и доброй девушки. Чтобы отделить её от других Шарлотт, ей был дан код Q84. Сам Чарльз же, всё это время, наблюдал за ней в теле Винсента. Но чего он не мог понять, так это появления Скарлетт в этом мире.
Очнувшись после очередной смерти, Q84 решает отомстить Скарлетт, устроив внеочередной "час казни". Сила Шарлотты, дарованная ей Матерью (настоящим богом этого мира) выходит наружу. В итоге сила эта разрушает её изнутри, поскольку исполняет то самое "одно желание". Тело начало разлагаться, а наблюдавший всё это время Чарльз желает её спасти, как единственную "другую" Шарлотту. На сцену выходит загадочный Человек-Зонт, с которым игрок уже был знаком очень посредственно. Известен он был лишь как персонаж, который следит за Шарлоттой с самого детства, но другие его не видят. Обратившись к Чарльзу, он называется его отцом и предлагает спасти Шарлотту, но зависеть всё будет от действия Кукловода (игрока). Он спрашивает у игрока какую Шарлотту он хочет спасти, свою или Q84. На этом заканчивается эпизод под номером 0.
Настоящий эпизод 3
Как это не странно, но несмотря на концовку эпизод 0, следующим по хронологии идёт всё-таки эпизод 3. Тело Q84 забрал Чарльз, а другая Шарлотта под кодом V19 устроила геноцид в школе. Однако, она отпустила Скарлетт со словами "Встретимся у Матери". Скарлетт в ужасном состоянии доходит до лифта и спускается на 1 этаж Дома, хоть никогда до этого там не была. Ей движет единственная цель – отомстить Шарлотте. В полумёртвом состоянии её находит наш старый знакомый Феликс Хонникер (который оказывается никаким не племянником доктора Хаксли, а искусственно выращенным человеком). Залечив раны Скарлетт, он показывает ей паразита, которым заражена Шарлотта, также известным как Оракул. Скарлетт уговаривает его пересадить паразите ей в мозг, чтобы у неё был шанс победить V19, пусть это и будет стоить ей жизни. Операция проходит успешно и Скарлетт начинает видеть в своих снах Оракула, как это было с Шарлоттой в эпизоде 2.
Следы Шарлотты были обнаружены на 4, 6, 9 и 11 этажах Дома. Обойдя нижние 3 этажа в компании разных спутников Скарлетт обнаруживает на всех них Шарлотту в разных формах и состояниях, но не V19. Поднявшись на этаж 11, с которого никто не возвращался, Скарлетт находит искомое, вместе с мерзкой красной субстанцией, которую V19 называет Матерью. Её цель – генерировать развлекательный контент для массового потребителя. Она производит Шарлотт и других NPC для разных миров, только чтобы развлечь публику. Скарлетт не верит и бросается на V19 в приступе гнева.
Кукловоды – игроки, жаждущие лишь зрелищ. Всё что их волнует это внешний вид героев и принадлежность к архетипам "хороший/плохой". Никому никогда нет никакого дела до личности. Скарлетт не верит ни единому её слову, а когда возвращается к чувствам, осознаёт, что V19 уже не дышит.
Скарлетт понимает, что это не то, к чему всё это время она стремилась. Она хотела всё исправить. Оракул начинает с ней разговор. Скарлетт загадывает желание – встать на место Шарлотты, чтобы всё исправить. Сделать хоть одну временную ветку счастливой. Разум Скарлетт помещается в тело Шарлотты, после чего повторяется вступительный монолог эпизода 1.
Мой мир подошёл к концу уже давно.
Человечество перестало существовать и исчезло без единого следа.
Божества, в которых верили они, умерли, да воздвигли им соборы как надгробия.
Обратился хаос в порядок,
и наконец стало тихо.
Остаётся мне лишь видеть сны,
ибо я так устала.
Не присоединитесь ли вы ко мне в моих сновидениях?
"Привет, Шарлотта!"
"Скарлет Эйлер стала Шарлоттой Вайлтшайр" – рассказывает игроку и Q84 Чарльз. Именно для этой Шарлотты всё изменилось. Мир вокруг неё поменялся. Скарлетт не верила в существование жильцов Дома (Айдена, Феликса, Хаксли), приняв их за игру своего воображения. Так, в её мире они и стали ненастоящими. Призраками, которые тут же исчезнут, стоит Шарлотте не принять таблетки от "болезни". Удивительный сценарный ход: дать несколько намёков и заставить игрока думать, что все жильцы Дома – продукты шизофрении маленькой девочки, чтобы игрок почувствовал себя уверенным, что разгадал замысел автора. На деле всё оказывается несколько сложнее.
Этим же продуктом стал и Суд, проходящий в конце эпизода 2. Скарлетт верила в его существования, поскольку была плодом воображения сознания Чарльза, который в свою очередь узнал о Суде в реальном мире от Винсента. Суд – простая метафора на переходный возраст человека, процесс его "взросления". Одной из важнейших тем второго эпизода была социализация Шарлотты. С детства каждого ребёнка приучают налаживать контакты с другими людьми, объясняя, что без этого ребёнок вырастит никем. После окончания школы, ребёнок вступает во взрослую жизнь. Здесь предлагается 2 пути: стать частью общества "взрослых", что невозможно без социализации, либо остаться при своём, став забытым миром неудачником. По результатам Суда, человек, набравший наименьшее количество голосов от людей "форматировался" и становился безвольным существом без целей, мыслей, идей. Именно этого боялся живой Чарльз Эйлер, а в последствии и Скарлетт Эйлер в теле Шарлотты.
Подведя краткий итог: Чарльз после смерти – бог и создатель всего мира Шарлотты, как автор фанфиков про неё при жизни. Душа его при этом разделилась на 4 части: сам Чарльз, Отец (он же Человек-Зонт), Матерь (она же генератор историй про Шарлотту) и Скарлетт, о которой он с самого начала ничего не подозревал. Помимо Шарлотты, героями его мира должны были стать Анри и Винсент. В итоге, его мир прогнил насквозь, поскольку он не хотел создавать "идеальных" героев, посчитав их слишком скучными для зрителя. Наглядно, случившееся показано в эпизоде 0. В результате создания историй, на свет появились 3 бракованных Шарлотты: Q84, V19 и O91 (на самом деле больше, но о них ничего не известно). Первая стала первой Шарлоттой, что узнала правду о мире, в котором она живёт и слетела с катушек. Вторая полагала, что мир этот создан лишь для увеселения потребителя, а сама она создана лишь для того, чтобы донести правду до Скарлетт Эйлер. Последняя же, в результате событий своей временной линии, стала Оракулом – сущностью, способной исполнить одно желание своего носителя. Неудивительно, что носителем может стать только Шарлотта.
Мир, в котором Скарлетт стала Шарлоттой стал называться Каналом. Чарльз, будучи богом этого мира, мог принимать любой облик. Взяв тело своего отца, он решил следить за Скарлетт, для чего повесил на неё жёлтую ленточку, чтобы отличать от других Шарлотт. Именно она и назвала тело отца Чарльза "Человеком-Зонтом" или "Наблюдателем", о чём говорится в самом начале первого эпизода. Позднее, он в теле Винсента помогает ей и Феликсу спастись из ТВ-мира (каноничная концовка первого эпизода). Во втором же эпизоде, он полноценно врывается в жизнь Шарлотты, в облике Винсента и именем Си (никнеймом Винсента в интернете). Он частично рассказывает Скарлетт правду об этом мире, в надежде что она вспомнит кто она есть на самом деле. В конце второго эпизода игрок принимает выбор, после которого приходит на "белую", "серую" или "чёрную" концовку. Каждая из них является каноничной в своей временной линии, но к эпизоду 3, а именно спасению души Скарлетт Эйлер в теле Шарлотты, приводит только "белая". Не менее интересно смотрится и "серая" концовка, в которой Скарлетт не выдержав "смерти" Винсента на Суде, вместе с Оракулом пожирает весь мир вокруг неё. Остаётся только Человек-Зонт, которому она предлагает сделку. Он будет присматривать за всеми другими версиями Шарлотты в альтернативных мирах, в обмен на имя и память о самом существовании этой Шарлотты. Важно это, потому что Человек-Зонт наблюдает за всеми Шарлоттами на протяжении всей игры до и после 2 эпизода.
"Чёрная" же концовка самой Шарлоттой обозначена как "счастливая", поскольку в ней никто не страдает, кроме неё самой. Всё приобретает ещё более запутанный поворот с осознанием того факта, что Скарлетт Эйлер – не родившаяся сестра, испортившая Чарльзу жизнь. Из-за неё из семьи ушёл отец, из-за неё матерь психически нездорова.
Интересен также тот факт, что именно в этой концовке Анри практически цитирует настоящую Анри, когда Чарльз был ещё жив.
По итогу, "белая" концовка приводит нас к концу эпизода 3, где в тёмной комнате Чарльз показывает Q84 этот самый Канал, в виде телевизора, на котором крутят жизнь Скарлетт Эйлер. В комнату заходит Человек-Зонт, явившийся по просьбе игрока. Его цель – спасение души Скарлетт, как того желала Оракул. Здесь игроку вновь даётся выбор. Спасти Скарлетт, разбив телевизор, или "переключить канал". Переключение канала приводит к плохой концовке. В случае спасения же, Q84 лично разбивает телевизор молотом, тем самым освобождая душу Скарлетт из сознания Чарльза. После чего, они с Чарльзом хоронят сосуд Винсента. Чарльз объясняет, что намеренно не создавал никого идеальными, в то время как Винсента не смог заставить "жить" вовсе, уж слишком идеальным он был при жизни для него. Поэтому единственный Винсент, которого Шарлотта встречает в своей жизни – Чарльз в его теле. Чарльз и Q84 отправляются к матери, чтобы уничтожить этот мир раз и навсегда.
Чарльз говорит финальную речь, обращаясь к игроку. Здесь, пожалуй, стоит понимать, что несмотря на то, что говорит всё выдуманный персонаж по имени Чарльз Эйлер, именно с этой точки к игроку обращается сама разработчица игры etherane. Следом, портрет Чарльза сменяется на Шарлотту Вайлтшайр с жёлтой ленточкой на шее. Она говорит, что приняла себя такой, какая она есть и надеется, что и у Вас всё хорошо.
Если есть что-то, что обременяет тебя, или
ты считаешь, что не можешь так больше жить...
Прошу, помни, что придёт новый день.
...Прости, что не смогла остаться с тобой подольше.
Мне пора двигаться дальше.
Так что...
Спасибо тебе.
Спасибо, что позаботился обо мне.
Давай как-нибудь ещё встретимся.
После прощания, игрок попадает в "комнату разработчика", довольно характерную для хорроров на RPG Maker'е. Здесь можно почитать краткую информацию обо всех персонажах игры и послесловие автора. Привожу послесловие на русском слово в слово.
Здравствуйте. Спасибо, что поиграли в "Привет, Шарлотту". Когда я начала работу над этим проектом, то не придавала ему значения. Так же, как и не думала, что у меня есть будущее. Но, каким-то образом, за эти три года разработки, всё изменилось к лучшему. Я смогла принять себя такой, какая я есть, и нашла своё место в жизни. Нерешённых проблем ещё много, но, каким-то образом, думать о них стало чуть легче. Каким-то образом, всё уже не кажется настолько безнадёжным. Последняя игра посвящается кое-кому, кто не смог прийти на этот свет. Кое-кому, кого я и полюбила, и возненавидела. Мне хотелось, чтобы этот "кое-кто" существовал хоть где-то. Где-нибудь. Хотя бы здесь. ... В итоге, "Привет, Шарлотта" оказалась личным проектом. В ней, некоторые смерти были чисто метафорическими, некоторые – реальными. Я могу только надеяться, что эта история смогла отразить чувство отчаяния и безнадёжности при потере близких людей... и чувство горя, когда понимаешь, что не можешь вернуть их обратно. Это – чувство, с которым я живу уже долгое время, и чувство, которое я боюсь испытать в будущем, что непременно настанет. Если вам понравился финальный эпизод хоть немножко, я рада. Если нет – и это в порядке вещей. Если вы купили игру, а не запиратили, спасибо вам за поддержку. Она не пройдёт даром. Давайте встретимся ещё как-нибудь.
Искренне, etherane.
Здесь, желательно, чтобы у вас отпали все вопросы, касаемо связи, между третьим эпизодом и первыми двумя. Вся игра – личная трагедия её автора. Именно это делает "Hello, Charlotte" столь отвратительной игрой. Не боди-хоррор, не визуальное насилие, не метафоры, не трагичность сюжета, а именно чувство, словно покопался в чужой душе. А вместе с этим, оставил там частичку своей. Либо же пропустишь всё мимо. Тут уж как восприятие ваше работает. И это та причина, почему "Привет, Шарлотта" никому не понравится. Одним будет пофиг, вторым будет слишком не пофиг, чтобы остаться равнодушным. Как показывает статистика, вторых больше. А значит, игра работает. Пусть и выворачивает мозг и чувства игрока наизнанку, эта боль стоит того.
Разумеется, затронул я далеко не всё. В игре всё ещё слишком много всего, чтобы осветить это в двух статьях. Тут целый фильм снимать надо обо всех тех проблемах, что затрагивает такая, казалось бы, детская идея. Даже если вы прочитали всё это не играя в игру, вы всё ещё найдёте в ней много нового. Если кто-нибудь когда-нибудь спросит меня о шедеврах от мира видеоигр, трилогия "Привет, Шарлотта" окажется одним из первых названных мною наименований. Да, игра не идеальна, и не пытается таковой быть. Но если она способна затронуть самые тонкие струнки души игрока, это ли не настоящее чудо? Уже в который раз игры на бюджетном движке для самоучек уделывают в этом гигантов рынка, просто за счёт откровенности и любви авторов к своим творениям. Это – самое что ни на есть настоящее творчество, достойное уважения.
Спасибо, дорогой читатель, если дочитал это всё до конца. Нет. Не так. Большое спасибо. Это был очень непростой текст для написания. Ни одного, даже примерного содержания сюжета и его объяснения в интернете я не нашёл, поэтому ориентировался исключительно на свой опыт и знания. Мой первый опыт в подобном. Повторюсь, не исключены ошибки, которые я с радостью выслушаю в комментариях и исправлю в тексте. Если этот текст, конечно, прочитает хоть кто-то... Если ты здесь, подай знак, хотя бы пальцем вверх. Тебе ведь не сложно? Спасибо ещё раз. Счастливо оставаться!