Найти тему
Народ Востока

Жители какого русского города женятся в синагоге?

В царское время от Курляндии до Новороссии тянулась черта оседлости, запрещавшая евреям селиться к востоку от этой условной линии. В центральных российских губерниях дозволялось жить только ограниченным категориям лиц еврейской национальности.

К ним относились купцы, отставные солдаты, ремесленники, те, кто сумел получить высшее образование, а также немногочисленные горские и бухарские евреи. Вместе они составляли тысяч двести, что вроде бы немало. Но эти люди были раскиданы по всей огромной России и жили очень небольшими общинами. При этом, на западе страны проживало пять миллионов людей иудейского вероисповедания – большая часть всего мирового еврейства.

Спецификой черты оседлости было то, что людям запрещалось покидать места своего проживания, ну, вроде как при Сталине паспорта не выдавали колхозникам. Но их религиозные права особо не нарушались, а потому многие ныне существующие российские синагоги были построены еще в то время – в конце 19 – начале 20-о века.

Некоторые из них позже пришли в негодность и были разрушены, другими верующие владеют до сих пор, а третьи много раз меняли свое назначение в советское время и ныне представляют из себя все, что угодно, кроме дома молитвы. Но полагаю, всех переплюнул город Ставрополь, в котором бывшая еврейская синагога ныне выполняет функции дворца бракосочетаний.

-2

Для тех, кто не в ладах с географией – этот город на Северном Кавказе является административным центром одноименного края, имеет преимущественно славянское население, но с давних времен стал центром притяжения для горских народов. Еще тут живут армяне, греки, азербайджанцы, ну и украинцы – куда же без них.

Место для Ставрополя выбрал сам Суворов, который на господствующих высотах поставил крепость, контролирующую большинство здешних дорог. Именно по этой причине еще в 19-м столетии наряду с военным усиливается торговое значение этого города. А где торговля – там евреи.

Небольшая горстка евреев тут появилась полтора с лишним столетия назад, но она далеко не сразу созрела до постройки синагоги. Сначала люди добивались разрешения на открытие молельного дома, затем долго собирали средства, и наконец, уже в начале 20-о века началось строительство, которое завершили в 1908-м году. Одно из самых красивых на тот момент зданий города было расположено совсем рядом с крепостью, место для которой выбрал великий русский фельдмаршал.

Памятник Суворову в сотне метров от синагоги
Памятник Суворову в сотне метров от синагоги

Но через десять лет грянула революция, после которой отношения властей к вере сильно изменилось. Ставропольские евреи имели возможность молиться в своей синагоге до 1930-о года, а затем ее отобрали и через некоторое время разместили в ней склад. Очень быстро здание обветшало настолько, что во время оккупации города вермахтом даже дотошные немцы не смогли разглядеть в нем еврейскую святыню и не разрушили.

После войны про синагогу вспомнили, сделали в ней ремонт и вот уже много лет в ней расположен городской ЗАГС. Несколько столетий жители города всех конфессий регистрируют браки в здании, освященном, как иудейский дом молитвы.

-4

Периодически местные евреи подают петиции с требованием отдать им свою старую синагогу. Но принятый не так давно закон о возврате имущества религиозным организациям действует от случая к случаю и только с политического благословления власти. В данном случае ставропольские чиновники подстраховались и выпустили документ, который говорит, что синагога была давно разрушена немцами, а в послевоенное время на Крепостной горе было построено совсем другое здание.