Найти тему

Грузинка покорившая мир без единого скандала.

77K прочитали

Она всегда, даже в очень преклонном возрасте, была окружена почитателями, но ее биография поистине аристократична: в ней нет ни публичных драматических скандалов, ни запутанных любовных историй. Но один недостаток у неё всё-таки был: она частенько опаздывала.

Княгиня Мери Прокофьевна Эристави, в девичестве Шервашидзе, говорят, была музой художника Савелия Сорина и знаменитого грузинского поэта Галактиона Табидзе. Однако… Однако, вернусь к началу.

Княжна Мэри родилась в грузинском Батуми, в каком году не скажу, ибо видела варианты от 1888 года до 1895-го.

#Отец семейства, князь Прокофий Шервашидзе, этнический абхазц, потомок правителей Абхазии, князя Прокофия Чачба — Шервашидзе отставной генерал майор от артиллерии не мог просто почивать на лаврах. Он был деятельным человеком и членом государственной Думы.

  Она всегда, даже в очень преклонном возрасте, была окружена почитателями, но ее биография поистине аристократична: в ней нет ни публичных драматических скандалов, ни запутанных любовных историй.-2

Думцу Российской империи надобно заседать в думе, а посему семейство из Батума, переехало в Петербург. Мери и её сестре Тамаре было тогда совсем не много годочков. И в последствии Мери сокрушалась, что не могла ни читать, ни говорить по-грузински. Однако Мери мечтала стать балериной, но родители всегда лучше знают как ребёнку хорошо.

  Она всегда, даже в очень преклонном возрасте, была окружена почитателями, но ее биография поистине аристократична: в ней нет ни публичных драматических скандалов, ни запутанных любовных историй.-3

Грузинские #девушки всегда были с томными глазами и взглядом в глубины души человеческой.

По протекции княгини Белозерской, Мэри попадает на прием к императрице Александре Фёдоровне. Княжна Мери была аристократична до кончиков ногтей. Врожденная аристократичность, отменно воспитанная, владеющая несколькими европейскими языками - императрица принимает княжну в фрейленский штат.

На тот момент грузинской красавице было 24 года.

მერი პროკოფის ერისთავი
მერი პროკოფის ერისთავი

Не буду утверждать #красавица или нет ибо это очень субъективное понятие. Однако... Однако, благодаря своей, какой-то необъяснимой очаровательности, возле неё всегда были почитатели. И многое ей прощалось.

Существует легенда, что она как-то нарушила все правила придворного этикета: вошла в храм на панихиду по графу Муравьеву позже императорской четы! Но такое вопиющее нарушение этикета сошло девице с рук! Николай II лишь пожурил словами, больше похожими на комплимент: «Грешно, княжна, быть такой красивой».

  Она всегда, даже в очень преклонном возрасте, была окружена почитателями, но ее биография поистине аристократична: в ней нет ни публичных драматических скандалов, ни запутанных любовных историй.-5

В столице, в 1915 году, Мери Прокофьевна повстречала красавца улана Гигошу Эристави. Князь Георгий Эристави, был правнуком грузинского царя Ираклия. Георгий служил флигель - адъютантом императора Николая Второго.

К прискорбию Прокофий Леванович скончался на следующий год после знакомства молодых, не дождавшись свадьбы дочери. А ещё через год случилось то, что разрушило страну, государство и миллионы жизней. Мэри с матерью, урождённой княжной Дадиании, Мариам Тариеловной, и сестрами уезжает в Тифлис.

Как известно, фрейлинам императрицы не позволялось выходить замуж - молодым пришлось бы ждать отставки княжны, но несчастье тут было на руку влюблённым. И венчание состоялось в 1918 году в Кутаиси.

Княгиня Мери Прокофьевна Эристави о венчании рассказывала с улыбкой и кратко:

"Венчалась я в Кутаиси, двадцатого сентября 1918 года, ближе к вечеру, но было еще светло и погода была хорошая. Вот все сведения, которые я могу Вам дать"

  Она всегда, даже в очень преклонном возрасте, была окружена почитателями, но ее биография поистине аристократична: в ней нет ни публичных драматических скандалов, ни запутанных любовных историй.-7

Но и в родной Грузии молодой семье не пришлось долго пребывать: революция добралась и сюда. В 1921 году семья князей Шервашидзе-Эристовых отправляется в Константинополь, как и многие аристократы России.

Воспоминания племянницы княгини Эристовой графини Зарнекау, доносят до нас сведения эмигрантских будней: их семья была вынуждена искать работу еще в Константинополе, где бабушка, княгиня Шервашидзе-старшая, занялась шитьем платьев. времени мать и сёстры Мэри жили вместе с молодыми супругами. Финансовое благополучие стало улучшаться, когда семья открыла ателье в Париже.

В том же Париже княгиня Мери приглашена в 1925 году на работу в «Шанель» управляющим этим домом князем Сергеем Александровичем Кутузовым.

  Она всегда, даже в очень преклонном возрасте, была окружена почитателями, но ее биография поистине аристократична: в ней нет ни публичных драматических скандалов, ни запутанных любовных историй.-9

Не так давно закончился роман Габриель с великим князем Дмитрием Павловичем, и Шанель давала шанс русским. Хотя назвать поведение и отношение Шанель к моделям сочувствующим - сложно. Коко импонировало, что для нее, провинциалки из Оверни, работают "настоящие русские княгини". Но сейчас не о Габриель.

  Она всегда, даже в очень преклонном возрасте, была окружена почитателями, но ее биография поистине аристократична: в ней нет ни публичных драматических скандалов, ни запутанных любовных историй.-10

Мэри Эристова отражала тип красоты, модный в 20-х годах. Ее лицо и фигура подходили как нельзя кстати к стилю Шанель тех лет.

Мэри воспринимала эту работу как унижение. И как только появилась возможность уйти оттуда - ушла. И потом не любила вспоминать о своем модельном опыте.

Именно Мэри впервые вышла на подиум в строгом и одновременно роскошном жемчужном ожерелье Chanel. По сей день нитка жемчуга на шее дамы является символом аристократичности и хорошего вкуса.
Именно Мэри впервые вышла на подиум в строгом и одновременно роскошном жемчужном ожерелье Chanel. По сей день нитка жемчуга на шее дамы является символом аристократичности и хорошего вкуса.

Семья Эристави, сама не редко живущая на последнее, всё равно помогала другим, ещё более нуждавшимся. Одним из таких был художник Савелий Сорин. И он, и его работа стали легендарными. Князь заказал портрет супруги. И этот портрет долгое время обитал в спальне Гейс Келли. Портрет Мери семье принцев Монако Ренье завещала вдова Сорина.

Эмиграция весьма тепло относилась к княгине. Особенно за её сердечность и отзывчивость. Не только сейчас, вдали от родины, но и ранее. Говорят, ей даже роль Амура удавалась легко. Например, княжна Александра Николаевна Лейхтенберская, дочь герцога Лейхтенбергского, сказала княжне Мэри не совсем обычное пожелание в выборе жениха: она хотела повстречать человека, хоть чем-то похожего на Мери Прокофьевну. Несколько позже княжна знакомит Александру Николаевну с другом Георгия Николаевича Левоном Меликашвили. Княжна царской крови Александра без памяти влюбилась. И это было взаимно: через полтора месяца молодые венчались. Брак был долгим и счастливым, у супругов родился сын Теймураз.

  Она всегда, даже в очень преклонном возрасте, была окружена почитателями, но ее биография поистине аристократична: в ней нет ни публичных драматических скандалов, ни запутанных любовных историй.-14

В 1947 году Георгий Николаевич покидает сей бренный мир. Княгиня не стала выходить замуж повторно. А по прошествии 13 лет поселяется в Доме престарелых. Правда, надо сказать, что условия проживания княгини были достойными. Три роскошно меблированных комнаты, высокопрофессиональная сиделка, скорее горничная, и визиты к друзьям, ведь партию в бридж не отменяет место проживания.

Людская молва осуждала княгиню за это. Смешно так ревновать и завидовать: Мери Прокофьевна получила 50 тысяч долларов по завещанию сына адмирала Макарова Вадима, который всю жизнь любил фрейлину императрицы.

Она пережила самых дорогих людей. Муж, которого пережила на 40 лет; племянники, Нанука и Константин, воспитанных, будто это её дети, по которым все годы горевала, встретились с ней в 1986 году.

Похоронена чета Шарвашидзе-Эристави на кладбище Сен –Женевьев-де-Буа под Парижем.

Портрет Мери Шервашидзе-Чачба, 1911 год. Художник Александром Константиновичем © Государственная национальная картинная галерея Республики Абхазия.
Портрет Мери Шервашидзе-Чачба, 1911 год. Художник Александром Константиновичем © Государственная национальная картинная галерея Республики Абхазия.

Вот так одна #сильная женщина покорила мир моды и людей без единого скандала и не нанеся ущерба собственной семье и репутации!

  Она всегда, даже в очень преклонном возрасте, была окружена почитателями, но ее биография поистине аристократична: в ней нет ни публичных драматических скандалов, ни запутанных любовных историй.-17

#женские истории #судьба #судьба человека #исторические факты #история одного человека #семейные отношения