Режиссер Джейсон Ли Хауден
По дороге на работу, Майлз рассказывает нам о том, кем он мечтал стать в детстве - героем, совсем как в любимых играх. Повзрослев, он таки прикоснулся к желанному миру – теперь он сам создает игры. На деле, днем Майлз – офисный клерк, вегетерианец, и поборник нравственности, однако, ночью он перевоплощается в колкого интернет-тролля, выпускающего гнев, и любопытного до кровавых зрелищ. Ну, а кто без греха.
Весь мир подсел на реалити – игру «Скизм», где противники – настоящие люди – сражаются друг с другом до смерти на улицах Нью-Йорка. Их трансляции бьют рекорды, зрителей плотно затягивает эта игра, и в какой-то момент невольно закрадывается мысль о том, что этот мир антиутопичен, но нет, это наша реальность.
Погруженный в игру, Майлз кидает не самую искрометную остроту в комментариях, и держать ответ за свои слова ему, внезапно, приходится не в интернете, а в жизни. Глава «Скизм» прикручивает пистолеты к его рукам болтами, и вынуждает участвовать в игре. Теперь у Майлза есть сутки, чтобы убить абсолютного чемпиона игры – фриковую Никс.
Картина играет по игровым законам жанра: у героя крадут принцессу (не-девушку Майлза), и теперь ему предстоит победить всех противников по возрастающей: сначала поменьше, чтобы встретиться с главным противником, и затем следует битва с финальным боссом на крыше здания. Так начинается история неловких сражений главного героя с неумолимой в жестокости, яркой Никс.
Никс (блистательная Самара Уивинг)– главная фишка игры «Скизм», машина смерти, девушка с фобией огня и трагичным прошлым. Победа над Майлзом станет для нее обещанным выходом из игры.
Нелепо и комично, каждый раз что-то мешает чемпионке, и это же «что-то» внутри Майлза не дает ему пользоваться секундными слабостями девушки. Скоро, но не так скоро, как нам бы того хотелось, они понимают - нарушив правила, и объединившись, у них появится шанс на победу над финальным боссом.
В самом начале этой истории Майлз (Дэниел Редклифф) предупреждает нас о том, что эта история – не типичная история о любви. На самом деле, это ничего не значит, потому что даже будучи втянутым в игру, Майлз беспокоится о том, что подумает о нем его девушка, и потому что она – костыль этой истории, принцесса в замке и мотивационная заплатка, гарантирующая столкновение Майлза и Босса.
Оказавшись внутри игры, Майлз с куда большим, чем хотелось бы, удивлением обнаруживает, что выстрелы оружия удивительно громкие, разрешение картинки мира поразительно четкое, а умирающие герои не имеют запасных жизней. Это никаким образом не влияет на персонажа: он знал все это и прежде, просто не был вовлечен сострадательно.
Итак, герои объединяются и наступает финальное сражение. История Майлза передает повествование в красивые руки Никс. Исполняя «гражданский долг», она отстреливает гениталии противникам и ведет жесткую борьбу. Помните финал картины Зака Снайдера «Запрещенный прием»? Как и героиня того фильма, Никс осознает – Босса не победить, если не принести Большую жертву. Большая жертва делает девушку мучеником и дает шанс Майлзу разрушить игру.
На протяжение всей ленты мы наблюдаем за важным обстоятельством: ежесекундным, неконтролируемым изменением расположения зрителей "Скизм". Это – очевидное обесценивание игры и попыток выделиться в интернет-пространстве. Внезапно картина делает антивегетерианское высказывание через бездомного, у которого был свой стартап. Через него нам показывают, как мир выкидывает прежних любимчиков и отбирает свое расположение. Таким образом, Майлзу – человеку в системе – помогают только два героя – человек вне системы социума и интернет-пространства, и человек, который борется за то, чтобы из этого пространства выйти – Никс.
В финале наш герой умирает, чтобы возродиться Таксистом, Темным рыцарем, Нео, и Джоном Уиком, наконец. Это обстоятельство важно, потому что на протяжение фильма Майлз никаким образом не был подвержен развитию. Происходящие с ним события не становятся для него стрессом, не ломают его личность, и не перекраивают ее. Он всегда знал, где находится, и игра не стала для него тем самым освобождающим пространством. Однако, я не могу не упомянуть прекрасную сцену, в которой наш герой делает первый шаг навстречу игре. Кое-как он одевается, подходит к двери, и ужас затапливает его. Тянуть уже нельзя, но и выйти в мир, чтобы убивать – невозможно.
Визуально фильм предпочитает использование графики, но на хорошую графику у него нет денег, и эта деталь сильно сбрасывает уровень вовлечения: эти сцены напоминают нам о том, что мы смотрим кино. Это не настоящее. Это даже для героев как будто не настоящее, потому что никто ни о чем не переживает. Вместо девушки герой мог бы спасать друга, если ему необходим внешний стимул, или спасать свою жизнь, и потом понять, что спасти себя – значит принять правила игры и выиграть. Но это означало бы личный рост, но наш герой лишен этой привилегии. Так как фильм не состоятелен в рамках изобретательного боя, от отчаяния он использует откровенную жестокость (отрубание конечностей), и даже в этом формате картина кастрирована эмоционально.
Фильм весь состоит из костылей, которые здесь и там поддерживают историю, чтобы она не развалилась. Картина многослойно накидывает на себя темы, которые не врастут в сюжет и не раскроют его, и несут в себе единственную функцию – прикрывают пустоту.
Проблема этой картины заключается целиком и полностью в том, что история, будучи помещенной в рамки игры, не желает пытаться из этих рамок выбраться. Нам дают героя, который взаимодействует с игрой через реальность, но сама картина не желает взаимодействовать с реальностью по-настоящему, предпочитая занудно морализировать на тему игр, жестокости, и зависимости от интернета.
Запирая себя в рамки жанра и рамки морального высказывания, создателю не интересно переизобретать жанр, и искать способы выражения в тесных рамках, которые он сам же и установил.