Существует повсеместное заблуждение, что работодатели готовы выстраиваться в очередь, дабы заполучить работников, имеющих следующие способности:
- системное мышление, чтобы случайно не выпасть из системы;
- анализирование чего-либо, если очень надо;
- критическое мышление, но только не для того, чтобы критиковать начальство.
Но это, разумеется, шутки. В действительности все выглядит совсем иначе. Дело в том, что организации нуждаются только в тех людях, которые умеют работать и ответственно относятся не только к собственному труду, но и к труду коллективному. Увы, но современное гуманитарное образование не может привить это понимание.
И вы можете сказать, что гуманитарное образование везде разное. И будете абсолютно правы, поскольку выбор университета абитуриентом созвучен выбору дальнейшего жизненного пути. И пословица "не место красит человека, а человек место" здесь переворачивается, потому что образование экономиста, полученное в МГУ, немного перевешивает образование маркетолога из Института Песни и Пляски им. Н. Баскова.
Если вы не знаете, что такое гуманитарное образование, то могу в данном абзаце очень кратко объяснить: вы читаете различную литературу в рамках тех или иных дисциплин, сдаете зачеты и экзамены, печатаете курсовые работы, а в конце будет госэкзамен и защита диплома.
Если на одном из этапов вам не повезет, то, скорее всего, вас будут прощать до тех пор, пока не выдадут бумажку. Долги будут копиться, но грамотное распределение времени и усилий поможет закончить высшее учебное заведение без особых трудностей. Галочка поставлена, идем дальше.
Но куда дальше? Получение реальных навыков для студента гуманитарного факультета — это всегда задача самого студента. Если вы встретите на своем пути толковых преподавателей, которые хоть как-то реализовались в своей конкретной области, то считайте, что вам очень повезло.
Проблемы гуманитарного образования сейчас
Многие университеты имеют неэффективные филиалы в разных городах нашей необъятной Родины. Эти учреждения плохо справляются со своей основной функцией и ничего не дают в плане обучения и реализации.
Раньше студенты учились и подрабатывали, а сейчас работают и подучиваются — этот анекдот очень точно описывает отношение молодых людей к построению своей карьеры. Можно было бы возразить, сказав, что "студент нынче не тот", но будем честны — получение реальных навыков на реальной работе перевешивает часы невнятных лекций и семинаров.
Кризис гуманитарной парадигмы в целом. До распада СССР марксизм выступал фундаментом наук о человеке и обществе. После девяностых главенствующей парадигмой резко сделалась либеральная система, отвергающая основные принципы марксистского подхода. Это столкновение пагубно повлияло на выработку методологии гуманитарных наук в нашей стране.
Открытие новых специальностей и слияние факультетов. Это делается для сокращения расходов на образование из бюджетных средств. Пишутся новые замечательные учебно-методические комплексы, а практической пользы от них получить невозможно. Такая оптимизация не имеет вообще никаких перспектив для создания сильной академической среды.
Гуманитарное образование очеловечивает, а значит, дает человеческую функцию людям. Гуманитарные науки образуют ту среду, в которой мы все с вами существуем. А уже это означает, что качество общества обусловлено качеством гуманитарного образования. И с этим сложно поспорить.
Получайте достойное образование, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. Благодарю за прочтение.