Найти тему
Upitko.ru: Быстро о кино

10 фильмов, снятых на Западе по нашим литературным произведениям

Оглавление

Русская литература славится своими бессмертными произведениями, будоражащими умы и сердца людей всего мира. Сегодня мы с вами поговорим о десятке фильмов, снятых на Западе, но являющихся экранизациями и адаптациями книг наших писателей. Не знаю, как вам, а мне ужасно интересно, как иностранцы понимают русскую литературу. Совсем старые киноленты, созданные много-много лет назад, мы брать не будем, максимум — 20–25 лет давности.

Анна Каренина (Anna Karenina), 2012

Кадр из фильма, взят с imdb.com. Режиссер: Джо Райт. Оператор: Шеймас МакГарви. Студии: Working Title Films. Прокат: UPI
Кадр из фильма, взят с imdb.com. Режиссер: Джо Райт. Оператор: Шеймас МакГарви. Студии: Working Title Films. Прокат: UPI

Своеобразная интерпретация одноимённого романа Льва Николаевича Толстого. Главные роли у Киры Найтли, Джуда Лоу и Аарона Тейлора-Джонсона. Режиссировал картину Джо Райт («Искупление», «Гордость и предубеждение»). Вряд ли этот фильм можно назвать полноценной экранизацией, а не набором сцен, вырванных из книги, видоизмененных для понимания современного зрителя и представленных в виде театральной постановки (буквально), однако, если рассматривать его как самостоятельное произведение, то всё в нём получилось бодрым, красочным и забавным. Это подтверждается «Оскаром» за лучшие костюмы.

Двойник (The Double), 2013

Кадр из фильма, взят с imdb.com. Режиссер: Ричард Айоади. Оператор: Эрик Уилсон. Студии: Alcove Entertainment, Attercop Productions, BFI, Film4. Прокат: Премиум Фильм
Кадр из фильма, взят с imdb.com. Режиссер: Ричард Айоади. Оператор: Эрик Уилсон. Студии: Alcove Entertainment, Attercop Productions, BFI, Film4. Прокат: Премиум Фильм

Антиутопично-психоделическая британская версия одноименной повести Фёдора Михайловича Достоевского. Строго к ней относиться точно не стоит, так как представляет собой она, скорее, фильм, созданный по мотивам произведения классика, нежели полноценную его экранизацию. Никакого Якова Петровича Голядкина в ней нет, вместо него — молодой человек по имени Саймон, сыгранный Джесси Айзенбергом. А в целом всё похоже: есть неудачник, есть его двойник, есть сложные взаимоотношения с обществом, подавляющим личность. Фильм, снятый Ричардом Айоади, получился необычным и наверняка порадует любителей «другого кино».

Онегин (Onegin), 1998

Кадр из фильма, взят с imdb.com. Режиссер: Марта Файнс. Оператор: Реми Адефаразин. Студии: 7 Arts International, Baby Productions, CanWest Global Television Network, Rysher Entertainment, Starz!. Прокат: West
Кадр из фильма, взят с imdb.com. Режиссер: Марта Файнс. Оператор: Реми Адефаразин. Студии: 7 Arts International, Baby Productions, CanWest Global Television Network, Rysher Entertainment, Starz!. Прокат: West

Отличные голливудские актёры Рэйф Файнс и Лив Тайлер, конечно же, совсем не похожи на Евгения Онегина и Татьяну Ларину, однако это не помешало фильму быть по-своему милым и трогательным. Всё это вместе с неплохой операторской работой и несколькими запоминающимися сценами позволило ленте набрать добротные рейтинги у зрителей... но не у критиков. Минусов у картины Марты Файнс (ага, сестры Рэйфа) оказалось немало: сюда можно записать и отсутствие важных сцен (сон Татьяны, ее первый бал), и использование песен, созданных сильно позже, чем происходящие события романа, и нехарактерные для эпохи, показанной в фильме, костюмы. Конечно же, это не Пушкин, а лишь его имитация, но для разнообразия посмотреть британско-американского «Онегина» вполне можно.

Мизинец Будды (Buddha's Little Finger), 2015

Кадр из фильма, взят с rohfilmfactory.de. Режиссер: Тони Пембертон. Оператор: Стефани Энн Вебер Бирон. Студии: Amérique Film, Cine Plus, Go East Productions, Rohfilm, Vision Globale
Кадр из фильма, взят с rohfilmfactory.de. Режиссер: Тони Пембертон. Оператор: Стефани Энн Вебер Бирон. Студии: Amérique Film, Cine Plus, Go East Productions, Rohfilm, Vision Globale

А вот и киноадаптация книги современного российского автора — Виктора Пелевина. Малобюджетный фильм, созданный Канадой, Германией и не без участия России, пытается пересказывать сюжет романа «Чапаев и Пустота», однако получается это у него довольно вымученно и откровенно плохо. Небезызвестный британский актер Тоби Кеббелл, играющий Петра Пустоту, живущего сразу в трех мирах, конечно, старается, но, к сожалению, всё это выглядит, скорее, как мертвому припарка. Смотреть такое стоит, только если хочется узнать, как не нужно экранизировать известные книги.

Дуэль (Anton Chekhov's The Duel), 2010

Кадр из фильма, взят с imdb.com. Режиссер: Довер Кошашвили. Оператор: Пол Шарошши. Студии: Duel Productions
Кадр из фильма, взят с imdb.com. Режиссер: Довер Кошашвили. Оператор: Пол Шарошши. Студии: Duel Productions

На удивление, неплохая экранизация одноимённой повести Антона Павловича Чехова с Эндрю Скоттом и Фионой Глэскотт в главных ролях. Хорошая операторская работа, сносная режиссура, проработанные характеры персонажей (пусть они тут и не на 100% чеховские), следование главной идее первоисточника (хоть тоже не на 100%) — всё это способно приносить удовольствие от просмотра, что и подтверждается хорошими рейтингами фильма как со стороны обычных зрителей, так и кинокритиков. И самое удивительное — это то, что фильм снят даже не в Великобритании, как это можно было бы предположить, а в США. Вот так.

Воскресение (Resurrezione), 2001

Кадр из фильма, взят с kinolexx.ru. Режиссеры: Паоло Тавиани, Витторио Тавиани. Оператор: Франко Ди Джакомо. Студии: Bavaria Film, Filmtre, Gierre Film, Pampa Production, Rai Fiction
Кадр из фильма, взят с kinolexx.ru. Режиссеры: Паоло Тавиани, Витторио Тавиани. Оператор: Франко Ди Джакомо. Студии: Bavaria Film, Filmtre, Gierre Film, Pampa Production, Rai Fiction

Наверное, это самый малоизвестный фильм в сегодняшней подборке, хоть и снят он по невероятно «громкому» роману Льва Толстого и имеет ни много ни мало приз за лучший фильм («Святой Георгий») Московского международного кинофестиваля. Итальянская картина следует сюжету первоисточника — рассказывает об отношениях мужчины и женщины, где переплетены любовь, самопожертвование и чувство вины — и, пожалуй, делает это максимально адекватно, если сравнивать со многими другими экранизациями русской классики. По крайней мере главный смысл романа в картине передан очень точно.

Преступление и наказание (Crime and Punishment), 2002

Кадр из фильма, взят с likeyou.io. Режиссер: Джулиан Джаррольд. Оператор: Эйгил Брилд. Студия: BBC Television Centre
Кадр из фильма, взят с likeyou.io. Режиссер: Джулиан Джаррольд. Оператор: Эйгил Брилд. Студия: BBC Television Centre

Вот мы и перешли к экранизации Достоевского, созданной ВВС. Как обычно, британцы очень бережно отнеслись к материалу и создали действительно отличный фильм. Режиссура, актерская игра, способность вовлекать зрителя, декорации — всё на высоте! Добавим к этому великолепное понимание темы романа и получаем кино, которое не стыдно смотреть и рекомендовать любителям русской классики. Кстати, снял фильм Джулиан Джаррольд, известный такими кинолентами, как «Джейн Остин» и «Великое ограбление поезда». Главная роль у Джона Симма.

Чайка (The Seagull), 2018

Кадр из фильма, взят с imdb.com. Режиссер: Майкл Майер. Оператор: Мэттью Дж. Ллойд. Студии: KGB Media, Mar-Key Pictures. Прокат: Ракета Релизинг
Кадр из фильма, взят с imdb.com. Режиссер: Майкл Майер. Оператор: Мэттью Дж. Ллойд. Студии: KGB Media, Mar-Key Pictures. Прокат: Ракета Релизинг

А это отличный пример того, как могут разделиться зрители при оценке фильма. Удивительно, но эта экранизация одноименной пьесы Чехова очень понравилась одним и совсем не понравилась другим. Тем не менее посмотреть на то, как такой интересный актерский состав, куда входят Элизабет Мосс, Сирша Ронан, Кори Столл и Аннетт Бенинг, поучаствовал в истории, придуманной нашим бессмертным классиком, может быть заманчивым предложениям для всех людей, которые в теме. Фильм снял Майкл Майер, у которого есть театральный опыт, и по подаче материала это видно. Однако, скажем прямо, чеховские произведения экранизируются с большим трудом, поэтому проблемы у киноленты есть, а значит, недовольных зрителей может быть много. Да их и уже много.

Братья Карамазовы (Karamazovi), 2008

Кадр из фильма, взят с imdb.com. Режиссер: Петр Зеленка. Оператор: Александр Суркала. Студии: Èeská Televize, Eurimages, Polish Film Institute, První Verejnoprávní, Warsaw Pact Film Production. Прокат: Кино без границ
Кадр из фильма, взят с imdb.com. Режиссер: Петр Зеленка. Оператор: Александр Суркала. Студии: Èeská Televize, Eurimages, Polish Film Institute, První Verejnoprávní, Warsaw Pact Film Production. Прокат: Кино без границ

Еще одна не самая известная кинолента. Сняла ее Чехия. Казалось бы, Чехия должна снимать по Чехову (не знаю, как вам, а моей маме каламбур понравился), однако сделала она это почему-то по Достоевскому. И получилось у нее весьма недурственно, что оценили зрители и кинокритки, хоть и немногочисленные. Режиссер Петр Зеленка добавил в историю немного иронии и постмодернизма, перенес действия на завод и изменил многое, но не всё. А еще он заявил страшное — чех сказал, что собирается вернуть Достоевского России и привез свой фильм в Москву на второй Международный фестиваль современного кино. В итоге перед нами предстала картина нестандартная, но весьма симпатичная.

Леди Макбет (Lady Macbeth), 2016

Кадр из фильма, взят с imdb.com. Режиссер: Уильям Олдройд. Оператор: Эри Вегнер. Студии: BBC Films, BFI, Creative England, Ifeatures, Oldgarth Media, Sixty Six Pictures. Прокат: Экспонента
Кадр из фильма, взят с imdb.com. Режиссер: Уильям Олдройд. Оператор: Эри Вегнер. Студии: BBC Films, BFI, Creative England, Ifeatures, Oldgarth Media, Sixty Six Pictures. Прокат: Экспонента

Необычный британский драматический фильм, основанный на очерке Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Снят в довольно странной манере, однако критикам понравился, и, скажем прямо, есть за что. Лента получилась запоминающейся, напряженной, безмузыкальной и поэтому (и не только поэтому) нестандартной. Кроме того, она дала возможность молодой Флоренс Пью проявить себя в одной из первых для себя главных ролей, что затем позволило актрисе блистать в нашумевшем хорроре «Солнцестояние». Стоит сказать, что лента снята лишь по мотивам произведения русского писателя и не представляет собой его детальный пересказ, однако это идет ей только на пользу. Действия перенесены в Англию 19-го столетия, а концовка сильно отличается от оригинальной, на что не могли не повлиять веяния нашей с вами эпохи. И пускай это не самый известный любовный триллер, однако он точно найдет для себя поклонников (да и уже нашел).

А у меня пока всё. Не забывайте, что ваши лайки и подписки напрямую влияют на развитие канала, так что спасибо вам за них!

Подписывайтесь на мое сообщество на ВКонтакте.

Не пропускайте хорошие кинокартины. С вами был ваш киноприятель Упитко. Пока!