Восхождение Теслы застало многих инвесторов врасплох. Но руководители Daimler AG, материнская компания Mercedes-Benz, начиная с 2009 года имела близкое представление о том, как Tesla и ее главный исполнительный директор Илон Маск использовали новый подход к созданию автомобилей, которые бросали вызов существующей системе.
Daimler, носящий имя человека, который изобрел современный автомобиль 134 года назад, купил почти 10% акций Tesla в мае 2009 года в сделке, которая обеспечила 50 миллионов долларов спасательного круга для борющегося стартапа.
Эта инвестиция дала инженерам Mercedes внутреннее представление о том, как Маск был готов запустить технологию, которая не была совершенной, а затем неоднократно модернизировать ее, используя обновления в стиле смартфонов по воздуху, уделяя мало внимания ранней прибыльности.
Инженеры Mercedes помогли Tesla разработать свой роскошный седан Model S в обмен на доступ к частично собранным вручную батарейным блокам Tesla, но в 2014 году Daimler решил продать свою долю на фоне сомнений в том, что подход Tesla может быть промышленно развит в масштабе.
Тесла будет продолжать внедрять новые подходы в производстве, разработки в области программного обеспечения и электронной архитектуры, которые позволят ей внедрять инновации быстрее, чем конкуренты, оставляя аналитикам проводить сравнения с Apple.
Три человека, непосредственно связанные с Mercedes во время сотрудничества двух компаний, сказали, что краткое партнерство высветило столкновение старой и новой инженерных культур: немецкая одержимость долгосрочной безопасностью и контролем, которая вознаграждала эволюцию, и экспериментальный подход автопроизводителя Силиконовой долины, который охватывал радикальное мышление и быстрые инновации.
"Илон Маск ходил по лезвию бритвы с точки зрения агрессии, с которой он продвигает некоторые технологии”, - сказал бывший инженер Mercedes, работавший над партнерством.
В отличие от этого, Mercedes и другие известные автопроизводители все еще не готовы выпустить новую технологию, такую как частично автоматизированное вождение, без многолетних испытаний.
Тесла не отвечала на запросы о комментариях.
Инвесторы предпочитают модель Tesla, в отрасли, переживающей фундаментальные и головокружительные изменения, даже несмотря на то, что американский автопроизводитель столкнется с натиском конкурирующих электромобилей от известных автопроизводителей в течение следующих нескольких лет.
Они ставят свои деньги на Маска и его компанию, хотя только Mercedes-Benz продал 935 089 автомобилей в первой половине 2020 года, превзойдя 179 050, поставленные Tesla за тот же период.
Сегодня Tesla стоит почти $ 304,6 млрд, что более чем в шесть раз превышает рыночную капитализацию Daimler в 41,5 млрд евро ($47,7 млрд).
СТОЛКНОВЕНИЕ ДВУХ КУЛЬТУР
Daimler и Tesla начали сотрудничать после того, как инженеры Mercedes, разрабатывавшие электромобиль второго поколения Smart car, купили родстер Tesla. Они были впечатлены тем, как Тесла упаковал батареи, поэтому организовали визит в Кремниевую долину, чтобы встретиться с Маском в январе 2009 года, и заказали 1000 батарейных блоков.
Сотрудничество расширилось. На совместной пресс-конференции в музее Mercedes-Benz в Штутгарте в мае 2009 года Тесла заявила, что партнерство “ускорит выпуск нашей модели Tesla Model S и обеспечит ее превосходное качество”.
Со своей стороны, Mercedes хотел использовать батареи Теслы для питания электрической версии своего компактного Mercedes-Benz B-класса. Tesla Model S отправится в путь в 2012 году. Электрический B-класс появился в выставочных залах два года спустя.
Несмотря на то, что батареи поставлялись Tesla, у Mercedes был более короткий рабочий диапазон после того, как инженеры Daimler настроили B-класс более консервативно, чтобы решить свои проблемы с долгосрочной деградацией батареи и риском перегрева, сказал Reuters второй сотрудник Daimler, работавший над совместными проектами.
Немецкие инженеры обнаружили, что инженеры Tesla не проводили длительных стресс-тестов на своей батарее. “Нам пришлось разработать собственную программу стресс-тестов, - сказал второй инженер” Даймлера".
Прежде чем приступить к производству нового автомобиля, инженеры Daimler задают “Ластенхефт” - чертеж, в котором излагаются свойства каждого компонента для поставщиков. Значительные изменения не могут быть сделаны после того, как дизайн заморожен.
“Это также способ, которым вы можете гарантировать, что мы будем прибыльны во время массового производства. Тесла не был так обеспокоен этим аспектом", - сказал второй источник Daimler.
Инженеры Daimler предположили, что нижняя часть кузова Model S нуждается в усилении, чтобы предотвратить попадание мусора с дороги в аккумуляторный блок, сказал первый инженер Daimler.
МАСК: "ВНЕДРЯЙ ИННОВАЦИИ ИЛИ УХОДИ"
Неустанное внимание Маска к инновациям отчасти объясняет, почему он разрушил традиционный автомобильный мир. В интервью здесь, на симпозиуме по воздушным войнам 2020 года, опубликованном на YouTube, его спросили о важности инноваций среди его сотрудников.
“Нам, безусловно, нужны те, кто занимается передовой инженерией, чтобы быть инновационными”, - сказал Маск. - Структура стимулов уже создана ... так что инновации вознаграждаются. Совершение ошибок на этом пути не влечет за собой большого штрафа. Но не пытаться вообще что-то внедрять ... идет с большим штрафом. Вы будете уволены.”
Признанные автопроизводители играют в догонялки с Tesla, разрабатывая свои собственные программные операционные системы и специализированные электромобили.
Mercedes выпустит свой EQS в следующем году-четырехдверный лимузин, построенный на специальной платформе электромобиля, с рабочим диапазоном 700 км. Новая версия Mercedes S-Class, которая будет иметь двигатели внутреннего сгорания и гибридные силовые агрегаты, а также полуавтономные системы помощи водителю, должна появиться в этом году.
С точки зрения инвесторов, традиционные игроки сталкиваются с миллиардными затратами на реструктуризацию, поскольку они преобразуют производственные линии и заводы, чтобы отойти от технологии внутреннего сгорания
“Никто не собирается давать OEM (известному автопроизводителю) пятилетнее окно, чтобы сказать ... вы можете полностью перестроить свой бизнес, и я собираюсь купить и профинансировать это путешествие”,-сказал Марк Уэйкфилд, соруководитель автомобильной и промышленной практики консалтинговой фирмы AlixPartners.
Стартапы, однако, получают время от инвесторов, чтобы учиться, совершать ошибки и расти, добавил он.
Инвесторы делают ставку на способность Теслы наращивать производство точно так же, как они когда-то поддерживали Toyota Motor Corp (7203.T), которая определила последнюю эру автомобильной промышленности с ее мастерством высокоэффективного, высококачественного бережливого производства.
Toyota обогнала по рыночной капитализации бывшего лидера отрасли General Motors (GM.N) в 1996 году, хотя только в 2008 году он продал больше автомобилей, чем его Детройтский конкурент.
Японский гигант также поддерживал связи с Tesla, а американский стартап помог ему разработать электрифицированный компактный спортивный внедорожник RAV4 в рамках сделки 2010 года.
Toyota была впечатлена скоростью, с которой Тесла придумал новый дизайн, но в конечном счете решила, что методы Теслы не подходят для массового производства основным производителем, когда применялись стандарты Toyota по качеству продукции и долговечности, сказали два инсайдера компании, знакомые с партнерством.
Toyota заявила, что совместный проект предполагает сотрудничество по разработке электромобилей, запчастей и производственной системы.
"Toyota выполнила то, что было задумано проектом, и он закончился в октябре 2014 года после того, как Tesla поставила около 2500 электрических силовых агрегатов в течение трех лет” для электрифицированных кроссоверов RAV4, - сказала пресс-секретарь.
Сотрудничество Toyota и Daimler было согласовано еще до появления Volkswagen (VOWG_p.DE) скандал с выбросами-мошенничеством в 2015 году, который вызвал глобальную регуляторную реакцию и вынудил автопроизводителей увеличить инвестиции в электромобили.
“Это было все до дизельгейта, который изменил экономику электрических и двигателей внутреннего сгорания автомобилей”,-сказал старший менеджер Daimler. - У Теслы есть зацепка. Давайте посмотрим, смогут ли они масштабироваться.”