Мы решили вспомнить несколько фильмов, которые могут наглядно проиллюстрировать известную догму «добро должно быть с кулаками».
«Нокдаун»
Обычный рабочий парень (Рассел Кроу) во время Великой депрессии вынужден бросить ринг, чтобы кормить семью, и работать портовым грузчиком. Через пару лет он решает вернуться, но сражаться ему приходится с чемпионом мира, уже успевшим убить на ринге нескольких человек. Наверное, нигде не любят этот фильм так, как в России – истории успеха хороших людей по непонятной причине пользуются у нас особым спросом. «Нокдаун» местами затянут, местами неуместно слезлив, но в целом достоин восхищения хотя бы из-за самозабвенной игры Рассела Кроу и Пола Джаматти.
«Малышка на миллион»
Душераздирающая баллада Клинта Иствуда про тридцатилетнюю официантку Мэгги (Хилари Суонк), поступившую под начало пожилого тренера и отчаянно идущую к чемпионскому титулу, посылая большинство соперниц в нокаут в первом же раунде. Во время последнего боя Мэгги получает удар исподтишка, что ломает ее жизнь и боксерскую карьеру. После «Малышки на миллион» стало окончательно понятно величие режиссера Иствуда – далеко не каждый может снять великое кино в возрасте 75 лет. Суонк, раньше игравшая в основном в мелодрамах, выдала запредельного уровня актерскую игру, превратив «Малышку на миллион» в один из тех фильмов, на котором не стыдно заплакать.
«Бойцовский клуб»
Само собой разумеется, без «Бойцовского клуба» никуда. 18 июля его, кстати, будут показывать на большом экране кинотеатра «Пионер летний» в рамках фестиваля архитектурного кино, организованного журналом AD.
«Бешеный бык»
Самый любимый американцами боксерский фильм – биография чемпиона мира Джейка Ламотты, чей буйный характер разрушил семью и карьеру. За роль нервного боксера почти неузнаваемый Роберт Де Ниро получил «Оскара», а фильм буквально спас жизнь Мартину Скорсезе – если бы плотно сидевшего в то время на кокаине режиссера не уговорили снимать фильм, мы бы не увидели ни «Славных парней», ни «Волка с Уолл-стрит», – так что фильм оказался еще и боем режиссера с самим собой.
«Гладиатор»
Главная роль в карьере Рассела Кроу и фильм, по канонам которого все представляют себе нравы великой Римской империи: упавший с социальной лестницы полководец вынужден драться с плебсом, чтобы сохранить себе жизнь. Бой для Максимуса – больше, чем просто выход на арену: бывший полководец не только бьется за свою жизнь, но и мстит за убитую в результате заговора семью.
«Жирный город»
Не слишком известный, но от того не менее блистательный фильм Джона Хьюстона с совсем молодым Джеффом Бриджесом в роли начинающего боксера, одерживающего первые победы на фоне того, как заметивший его и постепенно стареющий боксер находится на закате карьеры и безнадежно спивается, пытаясь свести концы с концами. «Жирный город» очень честно и без прикрас показывает безжалостный мир профессионального бокса, рассказывая и про сломанные носы, и про пристрастие спортсменов к алкоголю, и про то, как рано наступает момент, когда становится сложно конкурировать с рвущимися в бой юнцами и нужно уходить в тень.
«Воин»
Экранизация реальной истории дезертировавшего из Ирака американского солдата (Том Харди), возвращающегося домой к пьющему отцу и участвующего в местном турнире по боям без правил. В соревновании также участвует его родной брат, которому срочно понадобились деньги, чтобы расплатиться по долгам. Замаскированный под историю про конфликт поколений «Воин», наверное, самое маскулинное кино последних лет, сильная история с отлично поставленными драками и большим сердцем: финальная схватка между двумя братьями при всей своей жестокости способна растрогать даже самого закоренелого циника.
«Рокки»
Сейчас практически невозможно поверить, что фильм со звездой «Неудержимых» получил когда-то главного «Оскара», а сам Сталлоне едва не получил премию как лучший актер. Рокки – боксер средней руки, подрабатывающий вышибалой и живущий в полной нищете, у которого появляется шанс стать чемпионом и параллельно завоевать сердце застенчивой продавщицы из местного зоомагазина. Фильм породил несколько необязательных сиквелов, но первая часть так и осталась непревзойденной.
«Когда мы были королями»
Образцовая документалка про один из самых знаменитых боев в истории – схватку Мохаммеда Али и Джорджа Формана 1974 года, больше известную как «Грохот в джунглях». Фильм держится не только на свидетельствах непосредственных участников (все перипетии схватки подробно прокомментированы самим Али), но и на уникальных закадровых съемках. Можно любить или не любить бокс, но «Когда мы были королями» в любом случае останется одной из главных боксерских картин хотя бы потому, что жанр документалистики делает фильм гораздо занимательнее любой, даже самой тщательной художественной истории чьих-либо побед, – даже зная результат боя, оторвать глаз от экрана просто невозможно.