Мне было почти по пути и я заехал взглянуть на Новосибирские Мальдивы, открытые для широкой общественности инстаблогерами в 2019 году и раскрученные городскими новостными порталами.
Про них даже писали зарубежные новостные издания, такие как The New York Times, BBC News, The Guardian и другие.
Фотографии женщин в бикини, лежащих на грязных берегах пепловой свалки, и посетителей, едущих на надувных единорогах по лазурным водам, стали вирусными в социальных сетях (theguardian.com)
Жутко красиво! Но гордиться тут особо нечем. Это искусственное озеро — золоотвал ТЭЦ-5. Купаться в нём не рекомендуется — слишком много солей кальция и оксидов металлов.
Растения, попавшие в такую воду, не выживают. Но чайки над водой летают, кричат, создавая иллюзию, что ты, и правда, на море.
В прошлом году был бум фотосессий на фоне бирюзовой водички. Особо отчаянные, в погоне за красивым кадром, даже купались.
В этом году за два летних месяца всего 2000 посетителей, как говорит охрана, которую поставили на озере. Раньше оно не охранялось.
Охрана следит в основном за тем, чтобы не лезли в воду. А объехать озеро и пофотографировать по прежнему можно. Вот что мне удалось увидеть:
Администрация СГК (Сибирская генерирующая компания), которой с 2018 года принадлежит ТЭЦ-5, утверждает, что золоотвал не ядовит. Что там не летают синие чайки, и не умирают растения. И, даже радиация, в норме.
Самая большая опасность, по их словам, это упасть в воду и не смочь самостоятельно выбраться на берег, так как дно — сплошной ил.
Но они лукавят. Площадь золоотвалов вокруг Новосибирска растёт, уровень загрязнения воздуха повышается. И связано это как раз с тем, что СГК, принадлежащая олигарху Андрею Мельниченко, с 2018 года начала переводить новосибирские ТЭЦ на бурый уголь.
В буром угле, в отличии от местного каменного угля (сибирский антрацит), которым у нас топили раньше, гораздо больше примесей. Выбросы от сжигания бурого угля содержат ртуть и кадмий, а золы образуется гораздо больше, чем при сжигании каменного угля.
В чём смысл перехода с отличного каменного угля, который добывается у нас в области на "грязный" бурый уголь, который поставляется из Красноярска? Ну, кроме экономии денег, ведь бурый уголь гораздо дешевле каменного, хоть и сжигать его нужно больше.
А смысл в том, что Канско-Ачинский разрез, где добывается бурый уголь также принадлежит олигарху Мельниченко. И ничего, что везти — больше тысячи километров. Всё равно, продавать уголь самому себе — выгодно.
Сам олигарх, кажется, предпочитает обычные Мальдивы.
Вот кому мы обязаны тем, что можем созерцать эту губительную красоту.
Ещё по теме местных путешествий:
По дороге Р-256 искупался в речке Чумыш. Делюсь впечатлениями
Ох, лето красное! Позлорадствовал тому, что машина полиции опоздала
Тревелблогеры, вынужденные путешествовать только по России, хапнули пессимизма