(Legacy of Lies, 2020, США)
Простительно и даже похвально, когда безвестные кинотворцы следуют примеру других некогда безвестных кинотворцев - Чада Стахельски и Дэвида Литча. Тех самых уже не молодых мужиков, которые после своей дебютной режиссёрской работы (совместной) "Джон Уик" резко вознеслись в высшую лигу экшен-мейкеров Голливуда, где вкалывают и поныне.
49-летний голландец Эдриан Бол решил разыграть с миром Больших Боевиков ту же дебютную комбинацию: крутой герой, бывший киллер + рукопашные драки с огнестрельным оружием. Ради чего на место первого слагаемого была взята звезда современных B-movie Скотт Эдкинс, что автоматически возвело слагаемое №2 на добротный уровень. В фильме даже есть реверансы условному реализму. А именно: перестрелки "без драк" тут обычно ведутся из-за укрытий, а в драках Эдкинс не скачет выше головы и не крутит в воздухе "вертушки", хотя мы знаем - для него это раз плюнуть.
Иными словами, из своего малого бюджета в 4,5 млн. $ это кино по-честному выживает весь технический и трюковой потенциал. Причём оно не ударяется ни в пошлый экшен-балет, ни в диалоговые рассусоливания, и за 100 минут прогоняет пред взором зрителя целый табун боевых событий.
Ну разве не здорово?
Нет, не особо.
Ни Стахельски, ни Литчем Эдриану Болу явно не стать. А всё потому что, в отличие от них, он решил сэкономить на хорошем сценаристе. И экранизировал свои собственные шпионо-киллерские фантазии, а они у Бола оказались и пресными, и не оригинальными.
Вместо того, чтобы шприцевать свой боевик иронией, от которой он заискрил бы троекратно ярче, Эдриан зачем-то лепит из него надрывную драму. Чем, наоборот, всё только портит. Ибо по нынешним временам любые, а тем паче дешёвые закосы под Бондиану сами по себе выглядят несерьёзно. А когда они ещё и пытаются выдавить у зрителя слезу, тут, фигурально говоря, либо трусы наденьте, либо глушитель с пистолета скрутите и увлекайтесь чем-то одним.
О сюжете без приступа изжоги даже в двух словах не расскажешь. Истории охоты за стратегически ценными папками/ микроплёнками/ дискетами/ CD/ флэшками в шпионских боевиках - универсальная авторская отмазка во все времена. Тогда, когда хочется сочинить что-нибудь этакое, но в голове свистит острый дефицит идей. А ныне к этой отмазке принято добавлять дочурку (как правило) или сынка главного героя-крутыша. Затем чтобы негодяи взяли дитятко в заложники, и у папани была моральная правота свернуть лишний десяток чьих-нибудь шей.
Скрывающийся по миру вот уж 12 лет, бывший киллер британской Ми-6 Бакстер (Эдкинс) обременён 12-летней (Совпадение? Знамо дело, нет!) дочерью Лизой. И, конечно, мрачное прошлое, от которого он бегает, однажды всё равно его настигает. В лице, вы не поверите, сразу всех! И отечественных ми-шестёрок, и русских фээсбэшников, и готичной журналистки Ольги из Киева.
Последней вдруг понадобилась помощь Бакстера в розыске той самой, блин, флэшки с супер-пуперскими секретными файлами. А разведкам нужны и флэшка, и Ольга, ведь она тоже "слишком много знает"©.
А поскольку мотивировать Бакстера амнистией или деньгами спецслужбы сочли шибко жирным ему подарком, они поступили гораздо экономичнее - спёрли у него Лизу. И дали ему 24 часа на то, чтобы он привёл им Ольгу с флэшкой в кармане. После чего Бакстер, естественно, нахмурился и айда на всех обижаться. Ну а как это обычно бывает с киллерами и до чего их доводит, вы наверняка в курсе - сюжетец-то с такой бородой, что ZZ Top обзавидуется.
***
В общем, все похвалы в адрес фильма надо переадресовать Скотту Эдкинсу и его мастерству круто бить морды даже в недорогих боевиках.
Все же упреки "Наследию лжи" сыпьте на голову Эдриана Бола и его скудной фантазии, не способной породить даже мало-мальски оригинальную историю. А также его нежеланию снимать ироничный боевик тогда, когда это буквально само напрашивается - при том, что изредка его герои могут ляпнуть вполне недурную шутку (в основном это делает Лиза в исполнении некой Хонор Книфси).
В сухом же остатке у нас имеется боевичок-середнячок. Чей просмотр не станет для вас событием, но скрасит ожидание более удачного фильма с Эдкинсом, благо они тоже выходят у Скотта нередко.