Найти в Дзене
Газета "Премьер"

«Пешка» выходит на охоту

Оглавление

Рассматривая сделанные с его самолёта фотоснимки, он просил дешифровщиков составить ему на память альбом фашистского зверья, выслеженного им в разное время. Но просьба эта осталась невыполненной: он погиб, не дожив всего чуть-чуть до своего 28-летия...

До заслуженной награды он тоже не дожил: звание Героя Советского Союза воздушному разведчику Ивану Стружкину, родившемуся в нынешнем Бабаевском районе Вологодской области, присвоили уже посмертно...

С датами рождения и гибели Ивана Стружкина (на снимке) до сих пор неразбериха. Во всех официальных биографиях указано, что родился он 11 апреля 1914 года, тогда как в его личном деле приведена другая дата – 25 марта. И с днём гибели тоже путаница: это случилось то ли 23 марта 1942 года, то ли 6 апреля того же года. Официальной считается последняя дата – именно тогда, как считается, он отправился в свой последний полёт. Справа - фрагмент наградного листа: Ивана Стружкина представили к высокому званию. | Фото с сайта booksite.ru
С датами рождения и гибели Ивана Стружкина (на снимке) до сих пор неразбериха. Во всех официальных биографиях указано, что родился он 11 апреля 1914 года, тогда как в его личном деле приведена другая дата – 25 марта. И с днём гибели тоже путаница: это случилось то ли 23 марта 1942 года, то ли 6 апреля того же года. Официальной считается последняя дата – именно тогда, как считается, он отправился в свой последний полёт. Справа - фрагмент наградного листа: Ивана Стружкина представили к высокому званию. | Фото с сайта booksite.ru

Впрочем, «похоронили» его ещё раньше, в первые дни войны: в сообщении Главного управления формирования и укомплектования войск Красной армии командир звена 125-го скоростного бомбардировочного авиационного полка лейтенант Стружкин значится без вести пропавшим на Западном фронте...

Но он никуда не пропал.

Целыми днями, летая на своей «пешке» (это прозвище, официально самолёт именовался Пе-2, а Стружков вообще называл свою машину «лисичкой») на высоте семи тысяч метров над территорией противника, наш земляк ловил в фотообъектив «змеи» автоколонн и «пауки» аэродромов.

Как свидетельствует Николай Богданов в книге «Записки военного корреспондента», Стружкин любил их снимать «до» и «после» — до того, как они были обнаружены, и после того, как по ним ударила наша авиация.

Первым делом – самолёты

Строго говоря, Иван Васильевич Стружкин родился не на Вологодчине, а в Новгородской области. Это теперь его родная деревня Улкино, ныне не существующая, находится на территории Володинского сельского поселения Бабаевского района Вологодской области.

Службу начинал в авиационных частях Киевского военного округа. В 1939 году в составе 150-го скоростного бомбардировочного полка участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Совершил 12 боевых вылетов и за успешное выполнение заданий был награждён орденом Красного Знамени.

А Великую Отечественную встретил в должности командира звена 125-го скоростного бомбардировочного полка. В первые же дни из-за царившей на фронте неразберихи его внесли в список пропавших без вести, но на самом деле он продолжал воевать, был ранен.

Зимой 1942 года принял участие в испытаниях бомбардировщика Пе-2, который был оборудован лыжами для взлёта в зимних условиях. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструкции Владимира Петлякова, получивший прозвище «Пешка», стал самым массовым советским бомбардировщиком Великой Отечественной. Высокая скорость также позволяла использовать самолёт и для воздушной разведки.

Вот и Стружкин, как наиболее опытный пилот, на самолёте Пе-2 чаще всего выполнял задания по воздушной разведке противника. И во время одной из таких вылазок «рассекретил» тщательно замаскированный вражеский аэродром, на поиски которого была брошена вся разведка фронта.

Примеры боевого применения самолёта Пе-2 (на снимке) можно увидеть в советском фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967). Сам самолёт не отличался особой живучестью. И в случае, если вражескому истребителю удавалось выйти на дистанцию атаки, Пе-2 мог спасти только опыт летчика и активное маневрирование. | Фото с сайта popmeh.ru
Примеры боевого применения самолёта Пе-2 (на снимке) можно увидеть в советском фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967). Сам самолёт не отличался особой живучестью. И в случае, если вражескому истребителю удавалось выйти на дистанцию атаки, Пе-2 мог спасти только опыт летчика и активное маневрирование. | Фото с сайта popmeh.ru

«Нам сверху видно всё...»

В феврале 1942 года задачей номер один было найти аэродром немецких транспортных самолетов, которые гитлеровское командование использовало для снабжения шести своих дивизий, оказавшихся в Демянском котле.

Часами летала «пешка» Стружкина над районом предполагаемой дислокации немецких воздушных извозчиков, но всё безрезультатно. Но однажды, вернувшись из очередного поиска, Стружкин, отдавая дешифровщикам фотоплёнку, уверенно заявил:

– Это действующий аэродром.

Картина, сфотографированная старшим лейтенантом, была хорошо знакома дешифровщикам. Не аэродром, а кладбище разбитых самолётов противника. Как раскидало их по летному полю во время бомбёжки, так и валялись они уже не одну неделю. Взлётная полоса вся изрыта воронками...

Но если аэродром «брошенный», то почему так усиленно охраняется зенитками и мессерами, от огня которых Стружкин едва ушёл?

Он полетел туда снова, уже перед самым заходом солнца. Несмотря на яростный огонь, который фашисты обрушили на одинокую «пешку», над аэродромом лётчик перевел её в крутое пике, и когда до земли оставалось несколько сот метров, подал штурману команду включить фотоаппарат...

А поздним вечером командующий ВВС Северо-Западного фронта с лупой рассматривал снимки и удивлялся:

— Хвост закрасили так, будто его и нету, а на тени он есть! Полкрыла закрасили, а на тени оба крыла целы...

Воронки на взлетно-посадочной полосе тоже оказались камуфляжем: чёрно-серая краска на хорошо укатанной снежной дорожке...

В ту же ночь полк тяжёлых бомбардировщиков нанес удар по этому аэродрому, а на рассвете штурмовики завершили «работу». Днём Стружкин последний раз наведался сюда, чтобы заснять результаты ночного налёта. Более тридцати фашистских транспортников пополнили настоящую аэродромную свалку.

Он не вернулся из боя...

В свой последний разведывательный полет заместитель командира эскадрильи 514-го полка капитан Стружкин ушёл 6 апреля 1942 года.

В небе над деревушкой Русская Болотница Лычковского района Новгородской области самолет, пилотируемый Стружкиным, был атакован тремя мессершмиттами, один из которых наши лётчики всё же успели сбить. Получил повреждение и наш самолет. Командир приказал экипажу выпрыгнуть с парашютом, а сам покинул гибнущую машину лишь в последний момент, но в воздухе его безжалостно расстреляли фашисты...

Его похоронили в братской могиле в посёлке Лычково Демянского района Новгородской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года Ивану Васильевичу Стружкину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названы улицы в новгородском поселке Лычково и в городе Бабаево Вологодской области.

Братская могила в поселке Лычково Демянского района Новгородской области. На мемориальной плите надпись: «Здесь покоится прах членов экипажа самолета Пе-2 Героя Советского Союза, старшего лейтенанта И.В. Стружкина, штурмана лейтенанта А.П. Зеленина, стрелка-радиста сержанта А.А. Варавенко. Вечная память героям-лётчикам». | Фото с сайта booksite.ru
Братская могила в поселке Лычково Демянского района Новгородской области. На мемориальной плите надпись: «Здесь покоится прах членов экипажа самолета Пе-2 Героя Советского Союза, старшего лейтенанта И.В. Стружкина, штурмана лейтенанта А.П. Зеленина, стрелка-радиста сержанта А.А. Варавенко. Вечная память героям-лётчикам». | Фото с сайта booksite.ru

Согласно официальным данным, всего за период своих боевых действий в Великую Отечественную войну Иван Васильевич совершил 124 боевых вылета. Экипаж под его руководством уничтожил 7 фашистских самолетов, подверг бомбардировке десятки вражеских эшелонов, разведал несколько аэродромов, сбросил миллионы листовок на оккупированную врагом территорию, тем самым давая возможность людям узнать правду о ходе войны.

И только до своего 28-летия дожить Стружкину так и не удалось...

Алексей Кудряшов

Полностью материал читайте на сайте газеты «Премьер». Подписывайтесь на наш канал!