Найти в Дзене
РИСУЕТ РУФА

Качество фототехники значительно выросло. Но педагоги все равно против рисования по фото?

Оглавление

Иногда рассказы тех, кто учатся в "художках" меня откровенно пугают. Создается впечатление, что детей там не творить учат, а выбивают любое желание рисовать. Все эти страшилки про кубики; вазы; мятые муляжи овощей; "полное отвращение педагогов ко всему, что не академ"; запреты на рисование анимешек, комишек... И вишенка на торте табу на срисовывание с фотографий.

И целом понятно почему лет пятнадцать или чуть больше назад педагоги не признавали подобного вида работы в образовательной деятельности. Как я уже писала в предыдущей публикации, качество фототехники не давало разгуляться и мы учились #рисовать с натуры как могли. И казалось бы сейчас то какие проблемы?

Различия работы с фото и натурой

Да, вот так "с места в карьер", но до него, как вы понимаете, еще дойти надо. То, что я опишу в этой публикации почти все понимают интуитивно, и не всегда могут объяснить словами.

Многие опытные педагоги в рисовании стараются избегать любой попытки работать с фотографией, они отдают предпочтение работе с натуры. Таким образом они не усложняют для студента процесс обучения, а создают условия для него.

Возможность со всех сторон рассмотреть; выбрать подходящее расстояние, нужный угол обзора; рассмотреть в живую принципы преломления света — это лишь малая часть того, чему учит работа с натуры. И это еще никто не упоминает о преимуществе тактильно ощутить фактуру и изгибы форм (все же не к каждому изображаемому предмету можно применить подобный подход).

Основная проблема фотографии, как пособия для обучения это законченность изображения, что само по себе исключает факт самостоятельного восприятия натуры.

Готовое #изображение фотографии двумерно, натура же трехмерна, соответственно при работе с ней мы преобразовываем один вид в другой, на нашем рисунке нет отображение действительности, на нем наше ощущение характеристик натуры, пропущенное через призму навыков и материала. Главное слова ощущения и навыки. Работа с фотографии — это совсем другой вид анализа и восприятия.

По сути здесь меняется главный подход обучающемуся больше не требуется выбирать ракурс, расстояние, угол раскрытия плоскости, ему больше не нужно преобразовывать. Теперь он переносит с одного двумерного изображения на другое.

Да, при условии что #начинающий художник не будет просто обводить по готовому, он тоже будет строить, но построение будет совсем другим видом мозговой активности. Рисунок с фотографии — не поиск точек опоры в пространстве и сравнение пропорций. Рисунок с фотографии — переработка реалистичного готового изображения, в собственную манеру восприятия и умение пользоваться материалом. Цвет и свет уже будут подобраны ухвачены аппаратурой. И таким образом мы начинаем оттачивать совсем другие навыки.

Оправдан ли отказ от работы с фото или натуры

По сути и то и другое, является изображением действительности. Одно пропущено через чье-то восприятие, стиль и навыки, другое через технику, восприятие и ну не будем повторяться.

Именно этим руководствуются педагоги, когда отрицают возможность обучения рисовать по фото:

  • Вы не учитесь анализировать мир вокруг себя, вы учитесь анализировать мир созданный техникой и фотографом.
  • Вы не воспринимаете и не чувствуете форму, вы лишь отражаете ее проекцию.

Мое мнение относительно этого вопроса было понятно еще, когда я училась в колледже и оно не поменялось. (А как оно сложилось я описала здесь). Любой #рисунок это сложный процесс восприятия, в котором можно и нужно использовать все доступные средства.

На заднем фоне одна из моих старых работ, пишите в комментариях если хотите обзор на старые работы
На заднем фоне одна из моих старых работ, пишите в комментариях если хотите обзор на старые работы

Безусловно, нельзя учиться рисовать постоянно срисовывая с фотографий, как и нельзя заменить создание чего-то нового копируя и видоизменяя картинки с #пинтерест (но это уже отдельная тема).

Однако стоит понимать, что фотографии могут показать намного больше, чем мы смогли бы заметить сами. То есть, фотографию можно использовать как дополнительное пособие для обучения, как реферанс.

Но не забывайте о важности работы с натуры. Ставьте лайк, если любите работать с фотографиями. И подписывайтесь на мой канал, будем творить вместе.