Итак, продолжаем серию статей, посвященных показателям для фундаментальной оценки ценных бумаг. Теперь мы уже знаем, что такое: P/E, P/BV, P/S, EV, EBITDA (статьи по каждому мультипликатору можно найти на канале).
Если раньше мы в большей степени изучали инструменты для поиска недооцененности в бумагах эмитентов, то теперь поговорим об эффективности. Рассмотрим один из самых популярных показателей для оценки эффективности бизнеса – ROA (Return On Assets) – рентабельность активов.
Что такое рентабельность активов (ROA)?
Уже из названия понятно, что данный коэффициент позволяет оценить, насколько компания эффективно использует имущество для получения прибыли. ROA можно рассчитать через отношение чистой прибыли к совокупным активам.
ROA = Чистая прибыль / Активы * 100
Под активами подразумевается вся совокупность имущества и денежных средств бизнеса или попросту сумма первых двух разделов бухгалтерского баланса. Чистая прибыль используется за прошедший год.
Таким образом, чем выше окажется ROA, тем эффективнее компания управляет своими активами. Помимо этого, ROA отражает среднюю доходность на совокупность собственного и долгового капитала (в отличии от ROE).
ROA также можно рассчитать не за весь календарный год, а за определенный период:
ROA = Чистая прибыль * (365/n) / среднегодовая величина активов * 100, где n – необходимое число дней.
Оптимальное значение ROA
Единого норматива для рентабельности активов бизнеса не существует. В зависимости от сектора данный показатель может варьироваться достаточно существенно.
В компаниях, которым необходимо постоянно обновлять материально-техническую базу, ROA окажется невысоким, однако в той же сфере услуг традиционно высокий ROA.
В среднем же у крупных американских компаний ROA находится около уровня в 15%. В европейских странах – около 10%.
В следующих материалах мы рассмотрим расчет ROA на реальных примерах, поговорим о его преимуществах и недостатках, а также о практическом использовании.
Читайте также:
Как не разориться на бирже? Правила
Крадут ли российские брокеры акции и деньги клиентов?
Спекулянты на бирже. Кто это?
Оригинал статьи опубликован на сайте: Essence of markets