Найти тему
ПрепON

Что надо знать о драматургии обучающего ролика, чтобы победить ТикТок

Оглавление
За чудесных пикселов спасибо Manfred Steger с pixabay.com
За чудесных пикселов спасибо Manfred Steger с pixabay.com

У elearning-тусовки есть злейшие враги: это видосики. Дизайнеры онлайн-курсов стараются настроить удобную мобильную версию, чтобы студенты могли обучаться по дороге на работу и домой. Но усталый мозг учащегося говорит: "Учиться, серьезно? Вот лучше тебе новый эпизод "Тьмы" или забавная подборка на Тик-Токе" И всё - мы потеряли нашего студента.

Не можешь противостоять - возглавь

Преподаватели ничего не могут сделать с конкуренцией развлекательного видео-контента. Но мы можем освоить инструменты и техники и создавать обучающие ролики по законам драматургии - так, чтобы студенту было интересно досмотреть до конца.

Техники вовлечения для съемки берутся из всех областей: от театра до маркетинга. Но важно уметь построить сам сюжет и развернуть его. Здесь поможет понимание режиссуры и чудесный Андрей Скворцов.

Андрей Скворцов - основатель и директор агенства по коммуникациям "Меркатор", которое работает с 1994 года. В 2018 году на тренинге Андрей объяснял, что надо знать о режиссуре увлекающего обучающего ролика. На примере видео "Soft skills и образование длиною в жизнь" спикер разобрал основные элементы сильного ролика.

Тезисы выступления

  1. Герой. Герой должен близок и понятен аудитории, его проблема ощущаться как "А, у меня тоже так. Что же делать-то?"
  2. Конфликт. Перед героем всегда стоит моральный выбор. Ясная мораль увлекает зрителя и мотивирует команду создателей ролика.
  3. Линейность сюжета. В ролике может быть только одна сюжетная линия.
  4. Управление вниманием. Один кадр = один фокус. Фокусы сменяются плавно, по очереди, через паузу, никакой нарезки клипов.
  5. Визуальные элементы. Картинка и текст появляются по очереди, чтобы внимание зрителя успевало.
  6. Звук. Голос / музыка синхронизируются с появлением визуальных элементов.
  7. Текст. Напечатанный текст - не более 6 слов
"Либо важно, что пишем в ролике, либо этого не должно быть". Андрей Скворцов о печатном тексте в видео

Пример: обучающий ролик по иностранному языку для модельера

Что же может сделать с этим знанием преподаватель?

Допустим у нас студент с направления "Дизайн", который изучает английский язык. Он талантливо создает макеты для обложек модных журналов и в свободное время смотрит показы мод, интервью с модельерами и сериалы вроде "Сплетницы". Английский ему неинтересен за пределами университета.

И тут он открывает домашнее задание: просмотреть 5-минутный ролик на английском. Студент зевает, включает видео и... досматривает до конца, останавливая иногда, чтобы записать новые слова.

Чем же увлек ролик?

  • Понятный герой: молодой русский модельер на испытательном сроке в модном зарубежном издательстве. Он уверен в себе и не боится заданий.
  • Конфликт: ТЗ и все правки от редактора - на английском. Дедлайн у героя до завтра, или он потеряет место. Герою вызывается помочь молодая секретарь главного редактора. Вместе они рассматривают макет.
  • Управление вниманием: на понятном для студента макете всплывают медленно слова, обозначающие разные элементы макета. Иногда их произносит и героиня-секретарь.

Так как видео построено на близкой студенту ситуации, с понятными сюжетными поворотами и "болью". Снять такой ролик можно в одном помещении, с двумя актёрами или перенести действие в полностью мультяшный мир.

Как? О видеоредакторах и инструментах монтажа расскажу в другой статье. А пока желаю приятного просмотра тренинга по драматургии 😉

📽 То самое видео, которое Андрей Скворцов разбирает в качестве примера хорошей режиссуры:

Ваше мнение - мой ориентир

А ещё вы можете прислать эмодзи с эмоцией - для вас легко, для меня понятно 🙂