Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня поделюсь с вами теориями происхождения человека, о которых многие или забывают или вовсе не слышали! Сразу оговорюсь, статья носит научный характер, никакой фантастики или "фэйк ньюс".
Итак, поехали!
Происхождение человека - антропогенез! В повседневности, в быту, в праздных диалогах, нередко диалог заходит о Боге. Кто-то в него верит, кто-то не верит, но как аргумент, почти всегда встаёт вопрос о происхождении человека. Верующие люди, говорят, что человек не может произойти от обезьяны, поскольку до сих пор этот эксперимент не был воплощён в жизнь. Атеисты, в свою очередь, посмеиваются над теорией сотворения человека из глины и ребра. Дальнейший спор протекает в сопоставлении вероятности того или иного процесса. Однако, лично я, ни разу не встречал собеседника, который бы предложил какую-то иную теорию антропогенеза. Признаться я и сам не знал :)))) Мир засиял другими красками, когда волею судьбы я узнал о существовании других теорий и сегодня я хочу поделиться ими с Вами. Кто в курсе - пишете в коментах, к какой вы больше склоняетесь, для кого - это новинка - рекомендую ознакомиться более детально с каждой.
Итак, Дарвин:
Старина Дарвин утверждал, что существует генетическое родство между животным и человеком. Отсюда был сделан вывод о происхождении человека в процессе эволюции (благодаря наследственности и естественному отбору). Всё привычно и логично, этим и хороша теория Дарвина, однако, если копнуть глубже, то эта теория не объясняла возникновение таких качеств, как труд, речь, мышление.
Далее в дело вступает небезызвестный Фридрих Энгельс:
Энгельс выдвигает трудовую гипотезу и издаёт труд под названием: "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" На мой взгляд, это гораздо более сильная теория, нежели теория Дарвина и вот в чём суть: в силу изменения природных условий, животное начинает все больше и больше использовать различные предметы для осуществления своей деятельности (палки, камни). Это привело к изменению строения рук, а также потери опорной функции руки. Теперь рука использовалась для работы с орудиями труда. Дальнейшее развитие взаимоотношения человека и природы, сводится к усовершенствованию орудий труда. Помимо этого, усовершенствуется сам труд, люди начинают объединяться в группы, возникает потребность в общении, происходит видоизменение гортани и появляются первые звуки.
Следующим этапом изучения антропогенеза, стала теория В.М. Вильчека, который считал недостаточным объяснения Энгельса.
Вильчек утверждал, что генетика отрицает унаследование приобретенных признаков. Его теория раскрывает теорию Энгельса. Вильчек, считает, что для того, что бы труд создал человека, нужно, чтобы труд существовал до человека - это, на взгляд Вильчека, - слабое место теории Энгельса. Теория Вильчека основывается на разрыве коммуникаций некоторых животных с природой. Появляются так называемые "больные животные" с утраченными инстинктами. Животные вынуждены начинать подражать животным. Животные, находящиеся в состоянии постоянного подражания, пребывают в стрессе, что, в свою очередь, оголяет пласты индивидуальной изменчивости. Это порождает целый класс слабых и ненормальных животных, которым, чтобы выжить приходиться научиться трудиться. Дальше всё по Энгельсу.
Зигмунд Фрейд идёт еще дальше! Рассматривает возникновение человека через психоанализ.
Фрейд считал, что появление человека - это появление внутреннего запрета - совести. Прародители человека проводили много времени в борьбе за самок. Эта борьба приводила к появлению вожака - самого сильного и смелого представителя вида. Но однажды, молодые самцы убили вожака. Внутри них появилось двойственное чувство радости и стыда. Мука и томление от содеянного привели к тому, что они же сами осудили свой поступок, это привело к появлению Табу. Табу привело к появлению связей с другими общинами, поиску самок не внутри своего племени. Таким образом, общество, по Фрейду, основывается на соучастии в преступлении.
Далее идет наш соотечественник - Юрий Мефодьевич Бородай.
Концептуально он согласен с Фрейдом, однако, не считает, что чувство вины появляется автоматически после убийства вожака. Для развития вида, необходимо было мирное сосуществование, подавление агрессии. Сублимация (замещение) агрессии - средство выжить, способность ограничить себя в своих желаниях. Это приводит к появлению совести и дальше всё по Фрейду.
Католический философ - Пьер Тейяр де Шарден.
Несмотря на понятность, яркость и красочность предыдущих теорий, они не объясняют происхождение фундаментально важного для антропогенеза - появления сознание? как трансформируется психика животного в психику человека. Де Шарден вводит понятие - энергии. Скачкообразность развития. Творческая энергия, заложена в основании материи.
Согласитесь, он в этом прав! Сколько бы мы не дрессировали и не обучали животных, сколько бы они нас не удивляли разумными поступками - они все равно остаются животными. В какой же момент, животное становится человеком? Не является ли этот процесс, именно Божественным провидением и не является ли он доказательством существования Бога - существованием человека? Ведь как бы далеко не зашли ученые в познании природы, переход от животного к человеку - не доказан даже на грамм. (Хотя обратный переход существует с помощью алкоголя :)))
Эволюция Вселенной, по Шардену, представляет собой собой следующие стадии: преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь. Человек появляется на стадии мысли, при этом он появляется не один. Энергетический скачок превращает животных в людей сразу большими группами.
Понятие энергии, кладёт в основу своей концепции Лев Николаевич Гумелев:
Гумелев вводит понятие этногенеза - происхождение отдельных народов и этносов. Теорию Дарвина он считает годной только для внутривидовых изменений. Начало этногенеза связано с механизмом мутации - внезапным изменением генофонда животных, под воздействием внешних условий. Происходит этнический толчок (схоже с энергетическим скачком у де Шардена). В новом обществе появляются пассионарии - наиболее активные представители вида, которые являются двигателями эволюции, воинами, реформаторами, защитниками. Однако со временем таких людей становится все меньше и общество становится пассивнее, в итоге происходит разложение и общество начинает жить воспоминаниями о былой славе. Домашний уют становится важнее великих завоеваний. Такое общество обречено.
Как видите, по сути, все эти теории можно разделить на два основных направления: биосознательное происхождение человека и божественное . Лично для меня, не всё так однозначно. Что думаете вы?