Эрик Бресс – режиссер одного фильма, написавший и снявший суперхит «Эффект бабочки» (парочку сценариев ко второму и четвертому «Пунктам назначения» не считаем). Внезапно в 2020 году он выпустил свою вторую работу – «Призраки войны». Получилось ли у нее хотя бы приблизиться к уровню дебюта?
Пятерка американских солдат во Франции 1944 года направляется к старому замку, чтобы взять его под охрану. По дороге происходят военные разборки, в ходе которых как-то слишком быстро гибнет немец в исполнении специально приглашенной звезды Билли Зейна, а главные герои ведут себя избыточно грубо с побежденными врагами, что надолго отбивает желание им сочувствовать.
Затем начинаются события в замке и вокруг него, сначала похожие на банальные истории о призраках, потом отсылающие к фильмам «Другие» и «Рикер», а в итоге оказывающиеся чем-то третьим или даже четвертым.
«Эффект бабочки» уже был отчасти психоделическим, а во втором психоделика во всей красе. Как и раньше Бресс вдохновляется литературной классикой. В 2003 году главным референсом стал рассказ «И грянул гром» Рэя Бредбери о путешествиях во времени, а Ghosts of War отсылает к психонавтике «Убик» Филипа Дика. В основном. Но бонусом тут происходит много других странностей, вплоть до отголосков «Хеллрейзера».
В обеих картинах герои так или иначе пытаются переиграть заново свои никудышные жизни, исправив ошибки прошлого, и получается, ясное дело, только хуже (сейчас мрачняка стало больше, по случаю перехода от триллера к полноценному хоррору).
В довесок режиссер не отказывает себе в удовольствии передать самому себе привет в 2003 год: здесь тоже будут игры со временем с заявлением «Я всё исправлю!». Да и драматическое событие, меняющие судьбы героев в обоих фильмах, связано со взрывом.
Замах у Бресса на 100500 баксов. Можно согласиться, что идея замиксовать войну, готику, психодел, киберпанк да еще и временные петли выглядит эффектной. В принципе, это и получилось годно, на уровне хоррора, действительно красиво обогащенного дополнительными жанровыми навесами. Но с точки зрения съедобности продукта для широких масс фильм явно не тянет (возможно, этого и не требовалось).
Во-первых, фильм мужской, тут нет места для интересных женских ролей, кроме мелких эпизодов. Нет любви, семьи, романтики и прочих милых ингредиентов «Эффекта бабочки». В принципе, понятно. Такой жанр, такая история. Но есть еще один внутренний «не для всех» элемент истории: заведомое отсутствие положительных героев.
Упомянутая стычка с немцами в начале, да и жесткие воспоминания, которыми бойцы делятся после, напрочь лишают героев положительной харизмы. Зритель не видит смысла в идентификации себя с персонажами, об этом даже думать противно. И когда ближе к финалу звучит мудрая мысль «Все, что нужно злу для триумфа – бездействие хороших людей», возникает недоумение: это кто тут хороший?
В последние минуты режиссер попробует объясниться за своих бесславных бойцов, но это уже не сработает. «Призраки войны» даже в финале не превратятся в возвышенную драму, как в «Эффекте бабочки», а останутся хоррором, населенным антигероями.
Ну, зато хоть хоррор есть. Отрабатывает задачу дом с призраками, сцены вторжения немцев побалуют любителей сплаттера, жутковаты диалоги героев (возможно, это самое крутое), есть место для красивого саспенса. Желание рассказать запутанную историю с радикальной сменой локаций и прочих компонентов, лишает хоррор цельности и делает не особенно страшным, но жесткости и крутости тут немало.