Найти в Дзене
Призрачная редакция

Три отличные мелодрамы о великих композиторах

Оглавление

Создатели этих фильмов решили «зайти с тыла». Жизнь и творчество легендарных музыкантов показаны через призму их отношений с женщинами. И это интересно.

«Паганини: Скрипач Дьявола» (2013)

«The Devil’s Violinist» 

Создатели этого фильма прошлись по тонкому льду, рискуя вызвать бурю негодования со стороны любителей «элитарного» кинематографа. Сделав ставку на образ мрачного гения, намертво прилипший к великому скрипачу, они попытались привлечь внимание максимально широкой аудитории. А настоящему Паганини пришлось скромно топтаться за кулисами. 

Кадр из фильма «Паганини: Скрипач Дьявола»
Кадр из фильма «Паганини: Скрипач Дьявола»

Впрочем, подобное решение кинематографистов едва ли оскорбило память музыканта. Николо Паганини активно поддерживал навязанный обществом имидж и неплохо на нём зарабатывал. Он одевался во всё чёрное и даже приезжал на концерты в экипаже, запряжённом чёрными лошадьми. 

Ещё одной «наживкой» для публики стал Дэвид Гарретт — немецкий скрипач, исполнивший в фильме главную роль. Но и за этот хитрый ход создателей картины не стоит судить слишком строго. Несмотря на то, что Гарретт завоевал массовую популярность своими работами в жанре кроссовер, он является первоклассным академическим музыкантом. Да и с ролью он справился очень прилично.

В итоге мы имеем довольно эффектную мелодраму, снятую по мотивам биографии Николо Паганини.

«Малер на кушетке» (2010)

«Mahler Alf der Coach»

Пожалуй, это тоже мелодрама. Но в ней видна попытка анализа природы творчества композитора, пусть и через историю его брака. Всё, что привело к его краху, нашло отражение и в музыке Густава Малера

Он был одержим смертью, обладал тонкой душевной организацией и безграничными амбициями (чего стоит только Восьмая симфония). Но и супруга его не была согласна на роль второго пилота с опцией жилетки — Альма Малер-Верфель была весьма заметной фигурой в культурной жизни Европы. 

Кадр из фильма «Малер на кушетке»
Кадр из фильма «Малер на кушетке»

Никто не знает, о чём на самом деле говорили Густав Малер и Зигмунд Фрейд во время сеансов. И это неведение развязало кинематографистам руки. Получилось интересно.

Настоящими украшениями фильма стали образ Фрейда, великолепно созданный на экране Карлом Марковичем, и музыкальное сопровождение, записанное симфоническим оркестром Шведского радио под управлением Эса-Пекка Салонена

«Бессмертная возлюбленная» (1994)

«Immortal Beloved»

Вас ждёт непростая прогулка по биографии Бетховена. Скачки во времени, постоянные смены темпа и вплетение фантазий сценариста и режиссёра Бернарда Роуза (кстати, он же снял фильм «Скрипач Дьявола») в реальную историю — всё это не всегда кажется оправданным. Но в итоге получилась очень неплохая попытка понять обратную сторону гениальности.

Кадр из фильма «Бессмертная возлюбленная»
Кадр из фильма «Бессмертная возлюбленная»

Бетховен был человеком с тяжёлым характером. Он мог вспылить на ровном месте, не прощал людям их слабости и частенько пугал друзей своим внешним видом, отражающим его внутреннее состояние (однажды композитор даже угодил из-за этого в «обезьянник»). Картина показывает на мятущуюся душу Бетховена через призму его тайной любви (ошарашившей всех биографов).

На роль композитора создатели выбрали Гари Олдмана. И, кажется, не прогадали. Актёр, увлекающийся игрой на фортепиано, очень органично вписался в образ.

А вам больше понравился «Скрипач Дьявола» или советско-болгарский фильм о Паганини 1982-го года? И как вы считаете, смогла ли картина «Бессмертная возлюбленная» повторить успех «Амадея» Милоша Формана? Пишите в комментариях. Удачного просмотра!