Найти в Дзене

Что же это за три аккорда в песне?

Приветствую всех неравнодушных к музыке! Сегодня начинается интересная тема про аккорды. Если вы поймёте логику их построения, то сможете приблизиться к пониманию того, как подбирать аккорды по слуху. Но получится не только по слуху, но и по науке, а это ещё легче. В прошлых публикациях я рассказывала вам о мажорном ладе и об интервалах. Кто не читал, изучите, там немного материала, но его лучше знать. Лад состоит из 7 ступеней. Главная из них – первая. Она – дом, куда все возвращаются. Первая ступень - это главный тон. По ней мы определяем, в какой тональности написано произведение, песня. Например, если лад (мы пока только о мажорных ладах ведём речь) строится от ноты «до», то мы понимаем, что имеем дело с тональностью до мажор. Если лад будет строиться от ноты «ре», то это будет ре мажор и т.д. Только не путайте – произведение может начинаться с любой ноты. Говоря о тональности, имеется в виду звукоряд от какой-либо ноты, который используется в написании произведения, где мелод

Приветствую всех неравнодушных к музыке! Сегодня начинается интересная тема про аккорды. Если вы поймёте логику их построения, то сможете приблизиться к пониманию того, как подбирать аккорды по слуху. Но получится не только по слуху, но и по науке, а это ещё легче.

В прошлых публикациях я рассказывала вам о мажорном ладе и об интервалах. Кто не читал, изучите, там немного материала, но его лучше знать.

Лад состоит из 7 ступеней. Главная из них – первая. Она – дом, куда все возвращаются. Первая ступень - это главный тон. По ней мы определяем, в какой тональности написано произведение, песня. Например, если лад (мы пока только о мажорных ладах ведём речь) строится от ноты «до», то мы понимаем, что имеем дело с тональностью до мажор. Если лад будет строиться от ноты «ре», то это будет ре мажор и т.д. Только не путайте – произведение может начинаться с любой ноты. Говоря о тональности, имеется в виду звукоряд от какой-либо ноты, который используется в написании произведения, где мелодия выстраивается из ступеней в абсолютно любом порядке. На что можно обратить внимание, так это на конец песни. Как правило, она завершается в той тональности, в которой была написана, и в конце звучит главный аккорд.

Главный аккорд – это три звука, которые образуют тоническое трезвучие. На примере до мажора это будут ноты до-ми-соль, или по-другому, I – III – V ступени. Это будет мажорное трезвучие.

Мажорный аккорд на первой ступени тональности до мажор
Мажорный аккорд на первой ступени тональности до мажор

Эти ступени называются ещё устойчивыми. Соответственно, остальные ступени, II, IV, VI, VII, являются неустойчивыми. Такое распределение нужно для того, чтобы понимать, где дом. Т.е. чтобы понять, где устойчивое, нам надо услышать неустойчивое. Это как день и ночь – если бы всегда было что-то одно, то про второе мы бы и не узнали.

Так II-я ступень тяготеет в I-ю, т.е. неустойчивое стремится к устойчивому. Иногда II-я ступень тяготеет в III-ю. IV-я ступень тяготеет в III-ю. VI-я ступень тяготеет в V-ю. VII-я ступень тяготеет в I-ю.

Поскольку ступени тяготеют друг к другу, то и аккорды, состоящие из нескольких таких ступеней, тяготеют к другим аккордам. Эта информация нам понадобится попозже. Но смысл здесь тот же: чтобы подтвердить, понять, где тоника (дом), надо услышать что-то другое, что не является тоникой.

Следующее трезвучие – это доминанта. Это неустойчивый аккорд, строится на V ступени тональности (V-VII-II ступени).

Мажорный аккорд на пятой ступени тональности до мажор
Мажорный аккорд на пятой ступени тональности до мажор

В мажоре это трезвучие является мажорным. Очень яркий аккорд, бодро заявляющий, насколько сильно он хочет разрешиться (т.е. из неустойчивого стать устойчивым) в тонику и подтвердить её. Без него тоника не звучала бы спокойно и умиротворённо. Часто в музыкальных произведениях, песнях этот аккорд звучит предпоследним. А последний мы знаем.

Ещё одно трезвучие – субдоминанта, т.е. находящийся под доминантой. Аккорд строится на IV-ой ступени тональности (IV-VI-II).

Мажорный аккорд на четвёртой ступени тональности до мажор
Мажорный аккорд на четвёртой ступени тональности до мажор

В мажоре является мажорным трезвучием. Он тоже является неустойчивым, но звучит более мягко, чем доминанта, и даже чем-то отдалённо напоминает тонику.

В классической и современной музыке существует такая последовательность аккордов: тоника – субдоминанта – доминанта – тоника. Как будто мы вышли погулять из дома, прошлись по округе, съездили в гости и снова вернулись домой. Так что если вы слышите от знатоков музыки, что в этой песни три аккорда и совсем нечего играть, то вы теперь знаете, какие это аккорды. В одной из публикаций мы проходили буквенные обозначения. Эта последовательность аккордов будет выглядеть так: С-F-G-C.

Благодарю за внимание! Буду рада обратной связи, вопросам, комментариям.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, рекомендуйте его тем, кому, возможно, будет интересно.